Госстрой обязывает застройщиков возводить паркинги
Группа компаний СУ-155 приступила к реализации масштабной программы строительства многоэтажных паркингов в Москве и Московской области. Для этого в начале текущего года была создана специальная компания ООО "Паркинг-155". Выход СУ-155 на новый для нее сегмент рынка недвижимости был вынужденным. В компании ссылаются на инструкцию Росстроя, предписавшую застройщикам возводить паркинги для 70% квартир. В правительстве столицы готовят постановление, которое, по данным "Бизнеса", обяжет строить парковочные места уже для 100% квартир. Хотя многие строительные компании пока ничего не слышали об этом документе, им, как и СУ-155, также придется строить гаражи для каждой квартиры.
К строительству на Профсоюзной улице первого многоэтажного паркинга на 680 машино-мест ГК СУ-155 приступила в марте этого года. Возведение второго паркинга на 500 машино-мест, который разместится на улице Обручева, началось на днях. Планируется, что новые гаражи будут сданы в эксплуатацию во втором квартале 2006 года. Согласно заявленным планам компании, на будущий год СУ-155 собирается приступить к строительству шести многоэтажных паркингов в районе Загорье и еще шести в городе Одинцово. Планируется, что каждый паркинг будет рассчитан на 500–600 машино-мест.
Как рассказал "Бизнесу" гендиректор ООО "Паркинг-155" Сергей Попов, организация, специализирующаяся на строительстве паркингов, была создана после выхода распоряжения Росстроя, предписавшего компаниям–застройщикам возводить в районах массового строительства жилья современные многоэтажные гаражи-стоянки. "Наличие паркингов обязательно отдельным пунктом включается в предпроектную экспертизу дома",- утверждает Попов. Речь идет о том, что число парковочных мест должно быть не менее 70% от числа квартир в доме.
Первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Константин Королевский рассказал "Бизнесу", что федеральные нормативы гаражного строительства являются производными от московских, так как в столице проблема дефицита парковок стоит более остро, чем в других городах. "В Москомархитектуре подготовлен проект постановления о внесении изменений в существующие московские городские строительные нормативы в части повышения требований обеспеченности объектов местами организованного хранения автотранспорта",- рассказал он. По его словам, с введением новых норм обеспеченность объектов необходимым количеством машино-мест возрастет в среднем в полтора раза (с 70% до 100%.- "Бизнес").
По словам Сергея Попова, рано или поздно всем «панельным застройщикам» придется соблюдать эти нормы. С ним согласна и пресс-секретарь компании "S-холдинг" Оксана Басова. Однако многие из опрошенных "Бизнесом" представителей строительных компаний Москвы (ПИК, МГСН, доходный дом "Базис и компания") заявили, что они в первый раз слышат об инициативе властей столицы. А аналитики рынка предполагают, что подобные действия со стороны столичных властей связаны с критической ситуацией в гаражном сегменте рынка. Так, по мнению генерального директора Vesco Consulting Алексея Аверьянова, распоряжение Росстроя - это скорее "обязаловка". "По-другому заставить инвесторов вкладываться в заведомо низкорентабельные проекты парковок власти, судя по всему, не могут",- подметил аналитик.
По оценкам экспертов рынка, в новую программу, в рамках которой планируется построить 14 паркингов, компании придется вложить 65–70 млн долл. По данным руководителя отдела аналитики и информационного обеспечения управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании "МИЭЛЬ-недвижимость" Айдара Галеева, стоимость строительства 1 кв. м таких паркингов не превышает 400–450 долл. за квадратный метр. "Гараж-стоянка вместимостью 600 машино-мест имеет общую площадь 10–13 тыс. кв. м. Таким образом, стоимость строительства одного паркинга составляет в среднем 5–5,5 млн долл.",- подсчитал Галеев.
Что касается доходности подобных проектов, то в СУ-155 отметили, что в компании рассчитывают на рентабельность на уровне 15%. Однако, по словам начальника отдела коммерческой недвижимости компании "Русский дом недвижимости" Натальи Жареновой, в данном случае инвесторам гарантирована рентабельность на уровне минимум 30%. Сегодня в Москве стоимость одного машино-места в многоярусном паркинге составляет 6–10 тыс. долл.
Алексей Аверьянов отметил, что если рыночная цена машино-места в паркинге на Профсоюзной составит 7–8 тыс. долл., то такое же место в Одинцове обойдется значительно дешевле, в 4–5 тыс. долларов.
Маргарита Федорова