На смену строительной лицензии придет саморегулирование
Законопроект о саморегулировании в строительной отрасли будет рассмотрен в Госдуме уже в феврале этого года. Презентуя наработки, председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский отметил, что "на смену безответственной лицензии должно прийти ответственное саморегулирование". Эксперты рынка, опрошенные "РБК-Недвижимостью" говорят, что новые "правила игры" хотя и консолидируют застройщиков, но могут затормозить реализацию нацпроекта "Доступное жилье".
Логика разработчиков законопроекта проста: чиновник, который выдает лицензии, не несет никакой ответственности за их качество. В свою очередь, механизм корпоративной финансовой ответственности должен стать альтернативой госаппарату. Напомним, лицензирование строительной деятельности будет отменено с 1 июня 2007 года. По данным г-на Плескачевского, Федеральный лицензионный центр при Росстрое уже выдал более 240 тысяч лицензий на осуществление строительных работ. "Нынешняя система регулирования неэффективна, поскольку компании не несут ответственности за результаты своей деятельности, и нередки случаи, когда фирма просто самоликвидируется сразу после завершения строительных работ, так что претензии за некачественный результат предъявлять некому", — отметил глава комитета.
В соответствии с концепцией законопроекта вводится имущественная ответственность саморегулируемой организации за действия "собратьев по цеху". Для этого организация должна обязать своих членов заключить договоры страхования ответственности подрядчика при проведении работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию и капитальному строительству.
Как указывают разработчики законопроекта, размер страховой суммы пока не внесен в документ. Он станет предметом обсуждения непосредственно перед внесением проекта на рассмотрение думцам. Кроме того, законопроектом предусмотрено формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации, в который представители строительной индустрии будут делать обязательные взносы.
"Мотивы, которые лежат в основе введения практики саморегулирования, понятны. Прежде всего, это снижение коррупцеемкости строительной отрасли. Вместе с тем, подобная практика может не лучшим образом сказаться на социальной составляющей строительного рынка, в первую очередь на программе "Доступное жилье - гражданам России", - отмечает в беседе с "РБК-Недвижимостью" заместитель генерального директора аудиторско-консалтинговой группы "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. По мнению эксперта, проекты, имеющие в себе бюджетную составляющую, должны быть привязаны к госаппарату. Исключение чиновников из этой сферы может затормозить реализацию нацпроекта.
Однако на предварительных слушаниях реализацию нацпроекта в контексте предлагаемых нововведений не рассматривали. Напротив, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров напомнил, что страхование ответственности подрядчика пойдет на пользу потенциальным потребителям, поскольку эта норма позволит в будущем избежать наболевших проблем с дольщиками.
В строительном сообществе принять новые обязанности готовы, однако застройщики напоминают и о расширении прав подобных профобъединений. "Переход регулирования в строительной деятельности от государства к саморегулируемым организациям консолидирует застройщиков и повысит роль профессионального сообщества при принятии решений, затрагивающих интересы отрасли. Однако в этом случае и права у застройщиков должны быть соответствующими, - говорит пресс-секретарь инвестиционно-строительной компании "Сити ХХI век" Сергей Лядов. - Четкое распределение зон ответственности государства и бизнеса крайне важно для дальнейшего развития рынка недвижимости". Эксперт напоминает, что вне зависимости от надзирающего органа ответственность за качество возводимого объекта будет лежать на службе заказчика, в прямых обязанностях которой - привлекать к строительным работам только высокопрофессиональные компании.
Елена Прогонова