IPO по-русски
Игроки рынка недвижимости все чаще планируют выход на IPO. В мае группа компаний "ПИК" собирается разместить 10-15% акций на Лондонской валютной бирже. В числе самых громких размещений прошлого года стали "Система-Галс", "ОПИН" и "RGI". Однако для этого компаниям пришлось пройти сложный путь и, по мнению экспертов, не для всех участников рынка он оправдан.
Главными IPO-премьерами прошлого года стали "выходы" компаний "Открытые инвестиции" ("ОПИН"), "Система-Галс" и RGI. В мае к ним планирует присоединиться еще один игрок рынка недвижимости – группа компаний "ПИК", однако сейчас представители компании предусмотрительно отказываются от комментариев на данную тему.
По словам экспертов Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, лучшими IPO-выходами прошлого года стали "Система-Галс" и Mirland Development (учреждена международным строительным холдингом Fishman Group для работы в России). В частности, по мнению ведущего консультанта отдела оценки Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Константина Лебедева, им удалось привлечь иностранные инвестиции и представителей от инвесторов в совет директоров. "У RGI все тоже неплохо, но они во втором эшелоне", - отметил г-н Лебедев.
"ОПИН" (компания учреждена холдингом "Интеррос" Владимира Потанина) по итогам размещения в 2005 году удалось привлечь 150 млн долларов путем размещения CLN. "Перед нами открылись совершенно другие перспективы с точки зрения привлечения на выгодных условиях заемного финансирования", - заметил финансовый директор компании "ОПИН" Денис Давидко. К тому же, по его словам, благодаря IPO акционеры компании смогли заработать на акциях "очень неплохие дивиденды".
"Система-Галс" (с 1994 года управляющая компания бизнес-направления "строительство и недвижимость" АФК "Система"), как и "ОПИН", заявляет о том, что первой из сектора российской недвижимости провела IPO. В результате размещения ей удалось привлечь 432 млн долларов. По словам представителей компании, выход на IPO – не самоцель, а лишь часть стратегии развития компании. Причем, "Система-Галс" пользовалась PR-поддержкой широко известного на западе бренда материнской компании АФК "Система".
Основные цели выхода на IPO - это привлечение финансирования и улучшение структуры управления компании. По мнению директора отдела рынки капитала Cushman & Wakefield Stiles & Ryabokobylko Ильи Кутнова, "IPO – это модно, но далеко не для всех компаний этот механизм работает". С ним согласен директор отдела финансовых рынков и инвестиций Jones Lang LaSalle Томас Дукала, по его словам, IPO - дорогой и трудоемкий процесс, необходимо потратить порядка 2 млн долларов на оценку компании, привлечение инвестбанка и прочее.
Однако сегодня рынок находится в ожидании новых правил листинга на Лондонских биржах. "Игроки рынка с нетерпением ждут новых требований касательно размещения", - отмечает г-н Лебедев. По его словам, если эти требования будут существенно изменены, можно ждать серьезных изменений в стратегии выхода на IPO многих российских компаний. "Исторически сложилось, - рассказывает г-н Лебедев, - что российские компании изначально стремились на Нью-йоркскую валютную биржу, однако, после ужесточения правил на последней им пришлось перейти на более либеральную лондонскую биржу". Г-н Лебедев считает, что, в случае ужесточения правил на LSE возможна смена курса на азиатские площадки.
По прогнозам эксперта, в течение этого года на IPO могут выйти около 10-15 компаний-игроков рынка недвижимости, в основном, из числа тех, кто давно работает на рынке. При этом, появляется все больше компаний, специально создаваемых под IPO, "и их количество спрогнозировать невозможно", - заметил г-н Лебедев.
Арина Ковина