Москва получит 200 высоток
Порядка 200 высотных зданий будет построено в столице до 2015 года. В минувшую пятницу глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин напомнил, что под строительство небоскребов в столице выделено 60 участков, объединенных городской программой "Новое кольцо Москвы". В будущем году столичное правительство намерено провести аукционы на право строительства более 20 небоскребов.
"В общей сложности до 2015 года в городе должно быть создано 60 новых "высотных" территорий, на которых в целом разместится около 200 высотных зданий, каждое из которых будет высотой не менее 30 этажей", - пояснил Ресин. Прежде всего, новые высотки будут строить в периферийных районах столицы.
Решение о возведении в городе кольца высоток московские власти приняли более семи лет назад. Еще в Генплане 1998 года было выделено 60 зон под высотное строительство. Власти Москвы обстоятельно изучили главные высотные столицы мира – Нью-Йорк и Гонконг, и, в итоге, отказались от так называемого "компактного" размещения небоскребов. Было решено продолжить традиционную для Москвы "кольцевую застройку". Все объекты повышенной этажности в столице объединены в рамках городской целевой программы "Новое кольцо Москвы"; для реализации этого проекта Правительством Москвы была создана управляющая компания со стопроцентной долей города в уставном капитале ОАО "Новое кольцо Москвы". По задумке властей, бюджетных средств город не потратит: финансировать работы будут инвесторы.
Благоприятный климат на рынке недвижимости на фоне общего повышенного спроса на квадратные метры, а также дефицит хороших площадок под строительство, похоже, дал толчок к развитию одного из самых пафосных проектов столичного Правительства. По своим масштабам программа "Новое кольцо Москвы" сопоставима лишь с другой "стройкой века" – возведением комплекса "Москва-Сити". Однако пока в Москве есть один построенный небоскреб – "Эдельвейс", который вовзводила компания "Конти".
Возведение другой высотки - "Вертикаль" на Ленинском проспекте - было сопряжено с громким скандалом, связанным с изменением первоначального проекта и затяжным строительством. На различных стадиях ведутся работы по строительству еще трех – жилого дома "Континенталь" на проспекте Маршала Жукова, административных бизнес-центров в Семеновском переулке (инвестор ОАО "ИК "Викаинвест" заплатил за лот 9,4 млн долл. при стартовой стоимости 4,7 млн долл.) и на Алтуфьевском шоссе (инвестор ЗАО "Инстройтэкс" предложил за лот 6,9 млн долл. при стартовой цене 6,5 млн долл.).
"Жилое высотное здание окупается значительно быстрее, чем объекты офисной и коммерческой недвижимости. По нашим подсчетам, срок его окупаемости - три года с начала строительства. Норма прибыли составляет 15-20%", - объясняет вице президент ГК "Конти" Вячеслав Тимербулатов. - Что касается офисных и гостиничных комплексов, строить их могут компании, имеющие опыт управления подобными объектами, потому что средства от реализации таких проектов окупаются в течение 10-15 лет". По его словам, в связи с низкой проработкой документации лота срок освоения площадки значительно увеличивается, соответственно, снижается и инвестиционная привлекательность. Главные сложности возникают при подготовке документов и участка под строительство. В среднем подготовительный этап, строительство и сдача 35-40 этажного дома занимает 3-3,5 года.
Так, сложности, связанные с обременениями на площадке под строительство многофункционального административно-жилого в проезде Серебрякова, отпугнули инвесторов, и в результате реализацией проекта ОАО "Новое кольцо Москвы" займется самостоятельно. В качестве генпроектировщика привлечен "Международный центр высотного строительства" (российско-американское предприятие на базе архитектурного бюро Фрэнка Уильямса и ГУП "Моспроект-2"). Однако вскоре последний опыт реализации высотного проекта, выставленного на аукцион, похоже внушил оптимизм столичным чиновникам. Стартовая цена лота на строительство административно-офисного здания на Преображенской площади, вл. 8 была заявлена в размере 1 млн долларов. По итогам аукциона, стоимость объекта возросла более чем в 8 раз – ЗАО "Монтаж-инвест" заплатило за проект 8 млн 600 тысяч долларов.
Елена Прогонова