Переезд или реновация: что выбирают арендаторы офисов в кризис
В 70% случаев, когда перед компанией встает вопрос об обновлении офиса, возраст которого составляет четыре-пять лет, топ-менеджмент принимает решение о переезде в новый бизнес-центр. К таким выводам пришла компания Pridex (занимается генподрядными работами по проектированию и реновации офисов) при обработке данных проектов, реализованных в Москве за последние два года. Тогда как еще три года назад количество компаний, предпочитавших остаться на прежнем месте, составляло около 60%.
Причинами изменений в поведении компаний можно назвать благоприятную для арендаторов конъюнктуру столичного рынка коммерческой недвижимости и динамичное развитие сферы офисных интерьеров. В частности, многие компании стали активнее интегрировать в интерьер офисов элементы корпоративной культуры для более эффективного управления персоналом.
В настоящий момент рынок позволяет выбрать из широкого круга предложений, среди которых много нестандартных помещений, в частности с террасами, эксплуатируемыми кровлями, хорошими видовыми характеристиками, что принципиально в случае желания клиента обзавестись имиджевым офисом (арендовать помещение и обустроить интерьер).
Собственники еще незаселенных бизнес-центров готовы идти навстречу арендаторам, предоставляя им выгодные условия: скидки на аренду, выбор из широкого круга помещений и т. д. Дополнительным аргументом для переезда в новое здание также является возможность брони мощностей инженерных систем, в частности вентиляции и холодоснабжения, тогда как в заполненных зданиях арендаторам часто приходится мириться с их дефицитом. Также многие девелоперы идут навстречу новым арендаторам и компенсируют часть затрат на отделку интерьеров. В среднем на московском рынке офисов класса А девелоперы готовы инвестировать в отделку около 15–20 тыс. руб. за 1 кв. м, в отдельных случаях эта сумма может доходить до $700 за кв. м.
Весомым фактором в пользу переезда является возможность организации принципиально нового офисного пространства, отвечающего современным требованиям по эргономике, дизайну и экономической эффектности.
Дополнительным аргументом в пользу переезда является примерно равная стоимость проектов комплексной реновации офиса и реализации новых интерьеров. Из-за объективных причин — необходимость работы в действующем бизнес-центре и даже в функционирующем офисе — реновация является более сложным, а следовательно, более продолжительным процессом. В итоге стоимость качественной реновации практически равна стоимости строительства нового офиса.
Исключение составляют лишь компании, которые не заинтересованы менять месторасположение, а также офисы, расположенные в востребованных зданиях с низким уровнем вакантных помещений. Цель реновации в таких случаях — точечные изменения в отдельных локациях интерьера.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции