Где жил главный детский писатель: квартира Чуковского в доме на Тверской
Ансамбль жилой застройки в начале Тверской улицы (с 1935 по 1990 год — улица Горького) — один из главных и по важности, и по местоположению памятников довоенной сталинской архитектуры. Дом № 6, расположенный между Камергерским переулком и Тверской площадью, — центр этого ансамбля.
С начала 1900-х годов на его месте находилось Саввинское подворье — доходный дом Савво-Сторожевского монастыря, выстроенный по проекту архитектора Ивана Кузнецова в псевдорусском стиле. В 1937 году, во время масштабной реконструкции улицы Горького, здание задвинули в глубь двора на 50 м, а на освободившемся участке заложили фундамент нового дома, занявшего почти целый квартал.
Читайте также: «Тверская — Горького: как менялась главная улица страны»
Работу поручили архитектору Аркадию Мордвинову, по проектам которого уже были построены два соседних дома — № 2 и № 4. Здание получило пышные фасады: первые два этажа облицевали гранитом, межоконные проемы украсили керамическим рельефом, а верхние этажи — изящными аркадами. Композиционным центром дома стала огромная арка, из которой видно здание Саввинского подворья. Архитектор Мордвинов и инженер Петр Красильников впервые применили новый поточно-скоростной метод строительства, основанный на использовании готовых заводских элементов и значительно ускорявший процесс.
Первые два этажа здания с огромными сплошными окнами были отведены под кафе и магазины. В 1950-е здесь находился знаменитый «Коктейль-холл» — единственное в Москве заведение, продававшее алкогольные коктейли и работавшее до пяти утра.
Квартиры в этом доме давали главным образом заслуженным деятелям культуры: художникам, актерам, литераторам. Одним из самых известных жильцов был детский писатель и поэт Корней Чуковский, который в 1939 году поселился в квартире № 89. «Эту квартиру Корней Иванович получил, перебравшись из Ленинграда в Москву. Здесь находились все редакции газет и крупнейшие издательства, здесь проходили совещания, на которых Чуковскому приходилось присутствовать, поэтому он был частым гостем в столице, — рассказывает писатель, журналист и биограф Корнея Чуковского Ирина Лукьянова. — После того как в конце 1920-х его фактически отлучили от литературы, в середине 1930-х он стал одним из главных советских писателей, который, наряду с другими литераторами, получил от Литфонда квартиру и дачу в Переделкине».
Эта дача стала основным домом писателя — здесь он проводил почти все время, изредка выбираясь в Москву. Квартиру на Горького занимала его дочь Лидия Корнеевна Чуковская и внучка Люша (Елена Цезаревна Чуковская). В середине 1930-х годов арестовали, а затем расстреляли физика Матвея Бронштейна, за которым была замужем Лидия Корнеевна. Чтобы избежать ареста, ей пришлось срочно уехать из Ленинграда в Москву, где она провела несколько лет. После войны Лидия Корнеевна вернулась в Ленинград, чтобы восстановиться в правах и вернуть свою квартиру, однако ей было в этом отказано, поскольку она не эвакуировалась из блокадного города вместе с другими ленинградцами. Никакого другого варианта, кроме как переехать к отцу, у нее не оставалось.
Несмотря на то что квартира на Горького была вторым домом Чуковского, с ней связано несколько важных историй в жизни писателя. Одна из них случилась в 1944 году и описана в дневниках Чуковского. Однажды в гости к Корнею Ивановичу зашел его сосед, известный художник-портретист Петр Васильев. На столе лежала газета «Правда» с репродукцией картины «Ленин и Сталин в Разливе» на передовице. Корней Иванович спросил: «Откуда тут Сталин? Все же знают, что с Лениным там был Зиновьев». Васильев в тот же день пошел с доносом к секретарю ЦК Александру Щербакову. Через несколько дней в «Правде» появилась статья «Пошлая и вредная стряпня К. Чуковского» — так началась очередная травля детского классика.
Другая история произошла в самом начале войны — Чуковский вместе с семьей был в эвакуации в Ташкенте, однако в какой-то момент ему понадобилось вернуться. «Он летел в Москву на самолете вместе с летчиком Спириным, который дал ему номер телефона, чтобы узнавать, когда лететь обратно. Приехав в свою квартиру на улице Горького, Чуковский обнаружил, что она занята: по комнатам носилась растрепанная женщина, а на рабочем столе писателя лежал и плакал грудной ребенок. Женщина совершенно не понимала, что с ним делать, и Чуковский, как он сам вспоминал, первым делом стал учить ее, как пеленать младенца. И только потом начал выяснять, как они оказались в его доме», — говорит Ирина Лукьянова.
Оказалось, что пустующую квартиру занял один из сотрудников НКВД вместе со своей подругой и новорожденным ребенком. Чуковский, не зная, что предпринять, собрался позвонить по телефону, который дал ему Спирин. Увидев этот номер телефона, сотрудник НКВД бросился в ноги Чуковскому, прося его «пощадить», и вскоре покинул квартиры, рассказывает Ирина Лукьянова.
Сколько стоят квартиры в этом доме сегодня
Сейчас самая дорогая квартира в этом доме продается, по данным риелторской компании Est-a-Tet, за 195 млн руб. За эти деньги можно купить четырехкомнатную квартиру площадью 168 кв. м с видом во двор. Самый дешевый вариант риелторы оценивают в 23,5 млн руб. — во столько обойдется трехкомнатная квартира площадью 64 кв. м.