Почему покупка отеля в Европе остается привлекательной инвестицией
По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в 2016 году число туристов, совершающих поездки за рубеж, побило новый рекорд: 1,235 млрд человек. Почти половина из них (615 млн) путешествовали по Европе — это самое популярное направление для путешествий в мире.
Вместе с числом туристов растет гостиничный бизнес. Согласно подсчетам PwC, общий объем вложений в этот сектор в Европе в 2016-м составил €18,7 млрд. Хотя это на 9,7% ниже рекордных за последние 10 лет €20,8 млрд, в целом аналитики говорят о стабильном росте потока инвестиций с момента последнего кризиса в 2008–2009 годах.
Если отбросить портфельные сделки и брать в расчет только единичные, то в 2016 году был поставлен 10-летний рекорд: в отели в Европе было вложено более €9 млрд.
Почему рынок будет расти
В 2017 году PwC провела опрос инвесторов о разных типах недвижимости в Европе: 70% респондентов назвали перспективы вложений в отели «хорошими» или «очень хорошими» (51% и 19% соответственно). У такого оптимизма есть ряд причин:
1) Число туристов продолжит увеличиваться
Помимо того, что половина всех путешествий, совершающихся в мире, приходится на Европу, четыре из пяти стран, возглавивших рейтинг стран мира по Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма (Travel and Tourism Competitiveness Index) в 2017 году, находятся в Европе: Испания, Франция, Германия и Великобритания. По мнению экспертов, за этот год количество туристов в европейских странах вырастет еще на 2–3%.
Прогноз туристического потока напрямую связан с благосостоянием горожан. По подсчётам UNWTO, самые крупные траты в 2016 году совершили туристы из Китая (€235,9 млрд). За ними следуют граждане США, Германии, Великобритании и Франции — экономическое состояние этих стран во многом определит развитие международного туризма в будущем
По прогнозам информационного центра Trading Economics, доходы населения и ВВП в этих странах будут расти: в Великобритании и Китае уровень доходов вырастет на 29% и 24% соответственно, а самый значительный рост экономики продемонстрирует США — около 2% в год.
2) Стабильный спрос в сегменте делового туризма
Несмотря на то, что отдых — основная причина большинства международных путешествий (по подсчётам ITB Berlin, около 75%), бизнес-поездки остаются важным сегментом этого рынка.
По результатам опроса American Express Global Business Travel, в 2017 году в Европе пройдет больше, чем где-либо, международных встреч, конференций и выставок, совещаний топ-менеджеров крупнейших компаний и экспертных советов.
По мнению большинства респондентов, затраты на командировки в крупных организациях в 2017 году вырастут примерно на 1%. Таким образом, мы можем говорить о стабильном спросе на отели в этом сегменте в ближайшем будущем.
По моему мнению, будет все больше будет расти сегмент апарт-отелей (где номера представляют собой отдельные квартиры) — там люди будут жить по несколько недель или месяцев, периодически переезжая на новое место работы.
3) Благоприятная экономическая обстановка
Перспективность инвестиций во многом зависит от общей экономической ситуации в отдельных странах и регионе в целом: стабильный рост отчасти гарантирует надежность вложений.
По данным Trading Economics, ежегодный рост ВВП Евросоюза до 2020 года составит около 2%, уровень безработицы в регионе снизится на 1,6%, а доход жителей Еврозоны вырастет почти на 9%.
В Испании, одном из самых популярных туристических направлений в мире, эксперты прогнозируют позитивную динамику, по меньшей мере, до 2020 года: ежегодный рост ВВП в среднем на 0,6%, снижение безработицы почти на 4%, увеличение доходов населения на 13%.
4) Высокая доходность и длительная аренда
Отели остаются привлекательным классом активов по двум причинам:
- они приносят сравнительно высокую доходность: 4–6%, тогда как, например, стрит-ретейл — 3–4%, а сдающиеся в долгосрочную аренду квартиры — только 2–3% годовых;
- в случае с крупной гостиницей можно заключить договор с оператором на 10–20 лет.
Куда инвестировать выгоднее
Как считают эксперты, террористические атаки повлияли не на число путешествий, а на их направление. По предварительным данным UNWTO, в 2016 году среди популярных направлений туристический поток заметно (на 10% и более) вырос на Кипре, в Болгарии, Португалии и Испании, но сократился в Турции (−29%), Бельгии (−13%) и Франции (−5%).
По моему мнению, Франция, несмотря на неспокойную ситуацию, сохранит положение крупнейшего туристического рынка. Останутся востребованными курортные Испания и Италия и стабильная Германия. Турция на какое-то время сойдет с туристической арены, поскольку путешественники будут искать доступные альтернативы в других, более безопасных, странах: в первую очередь, на Кипре и в Греции.
Сейчас Греция открывает отличные перспективы для инвестиций в отели. Основная причина — рынок скоро достигнет дна и начнет расти. По данным Банка Греции, цены на недвижимость в стране с 2008 (когда был зафиксирован последний пик цен) по 2016 годы упали на 40%. Согласно Numbeo, квадратный метр в центре города здесь стоит примерно в полтора раза дешевле, чем в Португалии, в два — чем в Испании и почти в три — чем в Италии.
Таким образом, существует большой потенциал роста цен. По прогнозам Trading Economics на 2020 год, цены на недвижимость в Греции вырастут на 22%. Этому будут способствовать рост ВВП (на 0,4% в год) и снижение безработицы (с 21,7% сегодня до 18,8% в 2020).
Спрос со стороны иностранных инвесторов стимулируют дешевые «золотые визы»: ВНЖ в Греции можно получить при покупке недвижимости стоимостью минимум €250 тыс. Для сравнения: на других конкурирующих рынках — Испании и Португалии — порог составляет €500 тыс.
Эксперты Tranio проанализировали самые посещаемые города Европы: обеспеченность отелями, их заполняемость, среднюю стоимость номеров и доход владельцев. Результаты показали: спрос на гостиницы в Дублине, Амстердаме и Барселоне выше, чем в других туристических городах Европы. Здесь отелей гораздо меньше, чем туристов, и их заполняемость выше. В то же время в Лондоне, лидеру среди европейских городов по числу туристов, несмотря на бо́льшее количество гостиниц, заполняемость — вторая в Европе.
Гостиничный рынок в крупных городах Европы в 2016 году