Тут рядом морг и тюрьма. Как соседние здания влияют на цены квартир
Соседство с туберкулезным диспансером, реабилитационным центром и наркологической клиникой может существенно осложнить продажу квартиры и привести к ощутимому снижению цены. Об этом «РБК-Недвижимости» рассказали риелторы, работающие на вторичном рынке в разных городах России. В зависимости от того, насколько близко к жилому дому расположено «сомнительное» заведение, размер дисконта может варьироваться от 5% до 20%, а сама квартира способна зависнуть в продаже на полгода и даже больше.
«Морг, больница, кладбище, диспансер и места лишения свободы отрицательно влияют на спрос и могут превратить объект в неликвид, — подтвердила руководитель отдела городской недвижимости одного из офисов агентства «НДВ-Недвижимость» Елена Мищенко. — Собственникам, желающим продать квартиру с таким соседством, приходится делать дисконт, чтобы предложение стало более конкурентоспособным. Хотя покупатели и имеют предубеждения на этот счет, вопрос цены зачастую решает все. Таким образом, [в большинстве случаев] удается реализовать квартиру и с окнами на морг, и на линии электропередачи, и с оживленной дорогой под носом, и рядом с больничным комплексом».
В последние годы продажа жилья рядом с «нестандартными» соседями усложнилась, так как предложение значительно превышает спрос и клиентам есть из чего выбирать, заметили в московском филиале агентства «Этажи». «В первую очередь покупатель обращает внимание на инфраструктуру района, затем на сам дом, отдельно оценивает вид из окон. Соседство — один из важных критериев выбора, — отметила Анна Кулинич из «Этажей». — Кому-то большая скидка за просторную квартиру с отличным ремонтом важнее, чем то, что находится в соседнем здании. Но если у человека есть особые убеждения, то никакой дисконт не заменит ему чувство комфорта или безопасности».
«У многих клиентов неоднозначное отношение не только к близкому соседству кладбищ и моргов, но и к расположенным рядом храмам, — указала координатор агентства «Мегаполис-Сервис» Елена Пономаренко — Не все в состоянии вынести периодический колокольный звон, толпы людей, идущих на службу в церковные праздники. И уж совсем люди не рады «тусовкам» нищих, просящих милостыню».
В Москве клиенты более придирчивы к местоположению и соседям будущей квартиры по сравнению с покупателями Московской области, обнаружили в агентстве Liana. К примеру, в одном из подмосковных городов возводится новостройка, непосредственно примыкающая к кожно-венерологическому диспансеру, рассказала «РБК-Недвижимости» директор агентства «Оранж» Олеся Рудакова.
«Местные покупают там квартиры только за счет низкой стоимости квадратного метра, — уточнила Рудакова — По этой же причине жилье здесь приобретают и приезжие, которым, в принципе, все равно, что расположено поблизости — для них важно, что застройщик вынужденно опустил цену по сравнению с другими похожими микрорайонами без такого соседства».
Когда соседи не мешают
Не все «сомнительные» учреждения отрицательно влияют на стоимость и сроки экспозиции квартир. В отдельных случаях кладбища и тюрьмы вблизи от дома могут оказать позитивное влияние на востребованность жилья, признались риелторы. К примеру, живущие рядом с Ваганьковским кладбищем считают его исключительно памятником архитектуры, уверен руководитель по работе с ключевыми партнерами Est-a-Tet Роман Родионцев.
«Что касается тюрем (Бутырская, «Матросская тишина»), то недвижимость рядом покупают чаще всего те, кто там живет, хорошо знает район и не хочет уезжать. Сокольники и Новослободская улица являются довольно востребованными локациями Москвы», — добавил Родионцев. Бильярдные, букмекерские конторы, караоке-клубы и другие развлекательные заведения на востребованности близлежащих квартир не сказываются, утверждают в Est-a-Tet.
«Старое, уже не действующее кладбище не смущает покупателей квартир, — поддержал коллегу Алексей Ковалев из пермского отделения агентства «Этажи». — К примеру, вид на такое кладбище открывается из окон новостройки в центре Перми. Это не мешает продажам, так как покупатели видят много плюсов в покупке квартиры в современном жилом комплексе в центре города. Люди понимают, что город растет, какие-то объекты, которые раньше были на окраине, сейчас оказываются в центре, и нормально к этому относятся».
Кто покупает «сложные» квартиры
Неприятное соседство — не приговор для квартиры, если найти для нее правильного покупателя. По просьбе «РБК-Недвижимости» риелторы выделили четыре ключевые группы людей, которые готовы приобретать жилье с непрезентабельными объектами под окнами.
Первая группа — покупатели, ограниченные в деньгах. «Очень часто квартиры с необычным соседством приобретают под разъезд. В этом случае клиенты могут закрыть глаза на дополнительные нюансы», — рассказала руководитель департамента продаж вторичной недвижимости компании «Бон Тон» Екатерина Никитина.
Вторая группа — сотрудники организаций, о которых идет речь. Люди, работающие в подобных учреждениях, спокойно относятся к специфике своей профессии и зачастую рады получить квартиру в пешей доступности от работы, рассказали риелторы. Это могут быть врачи, медсестры, охранники и даже гробовщики.
«Несколько лет назад мы приобретали квартиру для диджея в центре Москвы, — вспомнила Екатерина Никитина. — Сначала мы не понимали, по какому принципу он выбирает варианты. Только после пары дней активных просмотров стало ясно, что ему важно оказаться в шаговой доступности от одного из клубов, в котором он чаще всего работал. Обычные инфраструктурные объекты (магазины, рестораны, школы и т. д.) его в принципе не интересовали. Основная задача — возможность ночью быстро добраться до одного или нескольких клубов, а также окна во двор, чтобы днем было меньше шума и диджей смог поспать».
Третья категория — приезжие покупатели, которые не ориентируются в районе, рассказали в агентстве «Бон Тон». Наконец, четвертый тип — предприниматели, рассчитывающие заработать на необычном соседстве. «Я знаю случай, когда предприниматель скупал квартиры в старых домах рядом с СИЗО под дешевую посуточную аренду. Поток клиентов, приезжающих на свидания, есть всегда — так человек строил свой бизнес», — рассказал Алексей Ковалев из пермского отделения «Этажей». Капитализацию квартиры для краткосрочной аренды также повышает соседство со специализированными медицинскими учреждениями, принимающими пациентов из других регионов, уточнили риелторы.
Истории из жизни
Никита Орлов, генеральный директор московского агентства недвижимости Liana:
Недавно выбрали квартиру клиентке. Просмотр был не первый, да к тому же проходил поздно вечером — что называется, по-быстрому. На тот день для нее это был уже пятый вариант. Клиентка квартиру одобрила, прошла сделка, новая владелица заселилась в приобретенное жилье... Через неделю звонит и орет в телефонную трубку без остановки. Как оказалось, агент продавца скрыл, что окна квартиры выходят на морг, куда каждое утро приезжает катафалк и грузит покойников. Она как представила, что всю оставшуюся жизнь будет наблюдать эту картину — ее саму чуть инфаркт не хватил. Пришлось через месяц квартиру сразу же выставлять на продажу.
Виталий Диденко, директор агентства «Мегаполис-Сервис» в Анапе:
У меня был интересный случай. Пришел смотреть квартиру, выглядываю в окно, а там кладбище. К общему антуражу на подоконнике лежит книга «Мертвые души». Я посмеялся, а собственник обозвал кладбище «тихими соседями». Он к такому соседству привык, но вот покупателя пришлось искать сравнительно долго.
Евгений Затонский, директор риелторского агентства «Этажи» в Москве:
Один из наших клиентов долго и тщательно подбирал четырехкомнатную квартиру в премиум-сегменте с фитнес-центром в том же доме, подземной парковкой, тремя санузлами и определенной планировкой. Покупка была для длительного семейного проживания. Один вариант идеально подошел, но рядом с домом находилась клиническая больница. Клиент подумал и отказался: не захотел жить рядом с местом, где страдают люди.
Елена Пономаренко, координатор агентства «Мегаполис-Сервис» в Павловском Посаде:
Не так давно мы приняли на продажу часть дома с участком. Местонахождение шокировало. С двух сторон кладбище через тропинку, с третьей стороны морг, а с четвертой — санэпидемстанция. Предложили одному покупателю, так он после того как услышал про весь этот «букет», нам неделю вообще не звонил. Потом все-таки позвонил, но сказал, что такое ему даже не предлагать: рановато ему на тот свет. Пока объект так и стоит, по сути, в центре города.
Екатерина Никитина, руководитель департамента продаж вторичной недвижимости компании «Бон Тон»:
Продавали квартиру с видом на кладбище и трубы ТЭЦ в Граде Московском. Квартира двухкомнатная, линейного типа: все три окна выходили на одну сторону. Показов было очень много. При этом мы всегда предупреждали о видовых характеристиках — и часть звонивших сразу отказывалась, многие соглашались ехать и смотреть, но потом все равно отказывались. Квартира в итоге нашла своего покупателя. Когда мы спросили, чем она его так привлекла, клиент ответил: «Посмотрев утром в окно, буду понимать, что, в отличие от многих, у меня все хорошо, и радоваться жизни».