Архитектурное бюро Atrium: «Город должен развиваться в центре»
Архитектурная мастерская Atrium — один из самых востребованных игроков на столичном рынке жилья и коммерческой недвижимости. В портфеле компании — крупные жилые комплексы (Barkli Рark, «Водный», «Символ»), офисные интерьеры («Яндекс», Neo Geo), частные дома. Основатели бюро Антон Надточий и Вера Бутко рассказали «РБК-Недвижимости» о строительстве самого высокого жилого комплекса в Москве, конкуренции и компромиссах.
— Как кризис повлиял на работу бюро?
Антон Надточий (А. Н.): Наиболее чувствительным для нас был кризис 2008 года — как и у всех, возникла пауза в проектах. Но мы вошли в него в хорошей форме и решили никого не увольнять, а использовать это время для обучения сотрудников, чтобы, когда кризис закончится, выйти на рынок в новом качестве. В частности, мы сосредоточились на использовании в проектировании BIM-технологий, что существенно повышает качество проектной документации и взаимоувязанность проектных решений. Это позволило браться за более сложные и крупные проекты. Последние годы мы постепенно наращивали масштаб и количество проектов, осваивали новые типологии, и это принесло свои плоды: позволило укрепить отношения со старыми заказчиками и наработать новые связи.
— Кто это в основном?
Вера Бутко (В. Б.): За последние пять лет портфель заказов сильно изменился. Частники, которых у нас раньше было очень много, практически сошли на нет. Сложно сказать почему. Возможно, потому, что мы стали крупной компанией, а это, как правило, отпугивает частных клиентов — они предпочитают индивидуальный подход и личное общение. Зато появились небольшие городские объекты — порядка 15–20 тыс. кв. м, в основном школы и гостиницы. Но основные наши заказчики сегодня — крупные девелоперские компании, которые реализуют комплексные проекты в Москве. Сейчас мы начинаем с градостроительных проработок, проектируем сами здания и интерьеры в них и заканчиваем ландшафтом. То есть занимаемся проектом от начала до конца и ведем его на всех стадиях. Собственно, так было всегда, просто сейчас масштаб объектов перешел в градостроительный.
— Один из самых резонансных ваших проектов последнего времени — жилой комплекс «Нескучный Home & Sра», который строится рядом с площадью Гагарина. Зимой в интернете даже появилась петиция против его строительства. Вы ожидали такого общественного резонанса, когда брались за проект?
А. Н.: Безусловно, мы понимали, что резонанс будет в любом случае, когда речь идет о строительстве объекта такого масштаба. Подобная проблема возникает почти во всех городах и со всеми архитекторами. Можно вспомнить Ренцо Пиано с небоскребом Шард в Лондоне, Жана Нувеля в Париже или Сергея Скуратова со зданием на Мосфильмовской. Если проанализировать отзывы в интернете, станет очевидно, что возмущались в основном местные жители, которых беспокоят бытовые проблемы: стройка, шум, вопросы переселения и сноса.
— Ваш проект победил в закрытом конкурсе или вам было сделано эксклюзивное предложение?
А. Н.: Как впоследствии выяснилось, был закрытый конкурс, в котором участвовали несколько бюро. Причем мы не знали об этом, нас просто попросили разработать концепцию, мы это сделали — и получилось, что выиграли. Заказчика (Максима Блажко, основателя компаний «Дон-Строй» и Gorn Development. — «РБК-Недвижимость») мы знали с 2003 года, у нас были совместные проекты. В то время мы делали для него экспресс-проработки потенциала целого ряда участков в Москве, что дало нам огромный опыт и понимание потребностей и девелопера, и города. Два образовательных проекта, сделанных по его заказу, — школу-интернат для детей-сирот в Кожухове (2007) и детский сад в Измайлове (2009) — удалось реализовать. Потом случился кризис и перерыв в отношениях. За это время мы спроектировали и построили Barkli Park, «Водный», «Планету КВН» и ряд других объектов. Они ему тоже понравились, и два года назад он пригласил нас работать над этим проектом.
— Это первый небоскреб в вашем портфеле. Мне всегда казалось, вам интересен другой масштаб и другие, что ли, задачи. Почему вы все-таки согласились взяться за проект?
А. Н.: Мы никогда не ограничивали себя рамками какой-то одной типологии или масштабом, поскольку наши формальные приемы достаточно универсальны, и дело здесь не в высоте. Для нас интересен профессиональный и творческий вызов сам по себе. До этого самым высоким проектом в нашем портфеле был торгово-деловой комплекс «Водный» — чуть больше 100 м. Сейчас у нас еще несколько похожих объектов в работе, но они несопоставимы с «Нескучным» в том числе и по значимости. Взяться за что-то новое — всегда интересная задача. Специфика этого проекта состоит в том, что мы создаем не просто дом, а комплекс зданий, находящихся друг с другом в диалоге.
В. Б.: Но если у «Москва-Сити», расположенного прямо через реку, нет четкого, продуманного, целостного решения, мы, напротив, тщательно выстраивали сценарии восприятия с разных ракурсов и с разных расстояний, создавая целостную, объемную и силуэтную композицию. Более того, стояла задача уйти от архитектуры стеклянных офисных объемов, а создать образ именно жилого высотного комплекса.
— Бассейн в прозрачном мосту — ваша идея или пожелание девелопера?
А. Н.: Мосты — наша идея. Мы стараемся не просто спроектировать здание или комплекс зданий, а пытаемся реализовать концепцию «вертикального города». Понятно, что такая громада зданий, возникающая на пустом месте, должна иметь какой-то смысл для города. В результате разновысотные башни связаны между собой на уровне 35–40-го этажей мостами, а внутри мостов мы придумали разместить общественные пространства, в частности центр культуры «Новый авангард». Мы хотим, чтобы это был не просто жилой дом, а новая достопримечательность на карте города. Туристы, да и сами москвичи, захотят подняться и посмотреть на Москву с этой точки. К тому же от здания Третьяковской галереи до Нескучного сада по инициативе заказчика формируется пешеходный маршрут, на котором уже есть много культурных объектов. «Нескучный» может стать достойным завершением этого культурно-туристического пути.
В. Б.: Мы изучили актуальные мировые кейсы, где общественные пространства располагаются на верхних этажах небоскребов, и это очень интересный тренд. Почти все мегаполисы сегодня развивают концепцию вертикального города, и есть уже реализованные примеры. В небоскребе 20 Fenchurch Street Рафаэля Виньоли три последних этажа занимает «самый высокий парк в Лондоне» — очень успешное общественное городское пространство с рестораном, баром и смотровыми террасами. Все чаще в небоскребах размещаются объекты культуры — например, в американском Луисвилле бюро ОМА Рема Колхаса спроектировало огромный жилой комплекс Muzeum Plaza. Кроме собственно жилья там предусмотрены аудитории факультета изобразительного искусства городского университета, художественные мастерские и выставочная площадь — весь этот блок поднят на высоту 35-го этажа. К сожалению, проект попал в кризис 2008 года и был заморожен, но концепция не потеряла своей актуальности. В Нью-Йорке музей МОМА также размещен в высотной жилой башне — и таких примеров все больше. Безусловно, наличие подобного уникального пространства будет большим плюсом не только для нашего объекта, но и для города в целом.
— Вы сознательно подчеркиваете в этом проекте связь с архитектурой авангарда?
В. Б.: Да, потому что эта связь существует: достаточно вспомнить горизонтальные небоскребы Лисицкого, контраст мягких и жестких форм в проектах Леонидова, высотные дома Кринского, архитектурные фантазии Якова Чернихова. Наш проект не только опирается на эти традиции, но и дает свое видение архитектуры будущего.
А.Н.: Рабочее название «новый авангард» для культурного центра тоже не случайно. Существующие институции в большей степени ориентированы на архивацию и музеефикацию наследия русского авангарда. Оператором же нашего центра должна стать структура, которая будет представлять прежде всего актуальное и радикальное искусство, должен происходить живой образовательный и созидательный процесс: лекторий, дискуссионный клуб, мастерские, детские студии, видео-арт, может быть, даже театр. И мы надеемся, что виды на город, Шуховскую башню и сама архитектура дома будут помогать этому уникальному пространству.
— Но на какие-то компромиссы все равно пришлось пойти? Все-таки появится новая высотная доминанта, перекрывающая панораму на центр города.
А.Н.: Мы рассматриваем наш проект как логичное развитие Москвы. Концепция компактного города, когда идет развитие центральных кварталов, — гораздо более правильная и гуманная, чем его расползание в виде Новой Москвы и дополнительных нарощенных образований. Город должен развиваться интенсивно, в особенности в местах концентрации автодорог и маршрутов общественного транспорта. Именно здесь и должны возникать высотные доминанты с увеличенной плотностью — эта известная аксиома подтверждается самой жизнью. Если проанализировать отзывы в интернете, станет очевидно, что возмущались в основном местные жители, которых беспокоит стройка, шум и грязь.
— Всегда ли это возможно — удовлетворить требования заказчика и не изменить своим принципам и профессиональной этике?
А. Н.: Работа архитектора — это постоянный поиск компромисса. Компромисса между собственными представлениями об искусстве и ограничениями типологии, потребностями заказчика и конечных пользователей, потребностями города, техническими и финансовыми возможностями, нормативной базой и прочее. Но компромисс, наверное, неточное слово — скорее, это оптимальное решение или оптимальная форма, которая является наилучшей именно в данной ситуации, для данного участка и для данного набора ограничений и приоритетов. В этом и состоит профессионализм: создать архитектурное произведение, которое будет иметь художественную ценность, олицетворять свое время и стремиться в будущее — и при этом удовлетворить огромному набору ограничений и требований. Как ни странно, но именно в процессе работы с ограничениями зачастую и возникают нестандартные и интересные решения. Что касается профессиональных принципов, то пока у нас получается делать то, что нам нравится и соответствует нашему пониманию архитектуры.
— Какие проекты у вас сейчас в работе?
А. Н.: Проекты самые разные. Сейчас мы разрабатываем градостроительные концепции комплексного освоения нескольких промышленных территорий в Москве. На территории бывшего завода «Серп и молот» уже строится ЖК «Символ»: здесь мы спроектировали не только жилые дома, интерьеры входных групп, но и ландшафт, школу и детский сад. Кроме того, возникла задача сделать интересный объект — автомобильный мост, расположенный на пересечении пешеходного бульвара и автодороги. Мы его запроектировали (совместно с нашими коллегами из Творческой мастерской братьев Гараниных) как уникальный художественный объект, согласовали с «Гормостом» и в экспертизе. Наверное, это будет редкий пример дизайнерского путепровода в России.
— Московский Хай-Лайн?
В. Б.: Не совсем корректное сравнение, но, как и в проекте Хай-Лайн, мы превратили мост в объект ландшафтного дизайна, сделав опоры кадками для деревьев. На мосту есть выделенная зона для пешеходов, и сам мост становится частью парка со смотровой площадкой.
— Кроме школы и детского сада в «Символе» — работаете над какими-то образовательными объектами?
В. Б.: Да, мы проектируем школы для всех жилых комплексов, с которыми работаем. А уже через год будет введена школа «Летово» в Новой Москве — целый кампус общей площадью более 30 тыс. кв. м, где мы с нашими голландскими коллегами (компанией Atelier Pro) разрабатывали все стадии и разделы проекта, а также ландшафт и интерьеры.
— Вы активно работаете в Москве и очень мало — в регионах. Почему?
А. Н.: У нас достаточно заказов здесь, хотя и в регионах есть несколько интересных проектов. Например, два года назад мы построили входной павильон на выставку «Юг-Экспо» в Краснодаре, а сейчас достраивается отель, который станет инфраструктурным объектом этого выставочного комплекса.
В. Б.: Один из самых интересных наших объектов сегодня — небольшой спа-отель под Екатеринбургом. Мы в последние годы много работали с сетевыми операторами, и не всегда получалось добиться индивидуальности: жесткие регламенты, бизнес-планы, бренд-буки и пр. А здесь абсолютно другой формат: местный заказчик, который хочет построить совершенно уникальный отель в необычном и очень красивом месте. Пока готова только концепция, но мы очень верим, что скоро она перейдет в дальнейшие стадии.
А. Н.: Вообще, отели — знакомая для нас тема. Сейчас мы работаем над проектом отеля Bvlgari на Никитской улице в Москве — это очень сложный проект с реставрацией и реконструкцией.
— Насколько активно Atrium участвует в конкурсах?
А. Н.: Это важная часть работы и средство получения заказов. Мы участвовали во многих крупных московских конкурсах: парк «Зарядье» (2013), Москва-река (2014). Градостроительные конкурсы, и не только московские — например, «Земля Олонхо» в Якутске (2014) или конкурс на развитие центра Челябинска, в котором мы приняли участие в прошлом году, — позволяют по-другому взглянуть на город, на территорию, это колоссальный опыт. В заказных конкурсах от девелоперских и частных организаций тоже участвуем — в 2016 году на нашем счету их было четыре.
Фотогалерея: проекты Atrium
— Состав участников этих конкурсов, как правило, очень узок и ограничивается «большой пятеркой». Почему так происходит и о чем свидетельствует — об отсутствии реального рынка и здоровой конкуренции?
А. Н.: На рынке не так много компаний, которые имеют компетенции комплексного проектирования и при этом делают хорошую архитектуру, а именно такие проекты сейчас наиболее активно реализуют крупнейшие девелоперы. Бюро — участники закрытых конкурсов — лидеры рынка — конечно, девелоперу проще пойти к ним. Заказчики не хотят рисковать и обращаются в те бюро, которым доверяют. В масштабе строительных бюджетов стоимость проектирования, к сожалению, и так очень невысока. А уж разница между «дорогим» и «дешевым» архитектором (молодым или, скажем, из регионов) вообще ниже погрешности. Нет смысла экономить рубль и рисковать миллионами.
В.Б.: Но это не значит, что для молодых компаний нет проектных задач. В каком-то смысле им даже проще, чем нам десять лет назад, в тот период, когда мы только нарабатывали портфолио и собственных заказчиков. Сегодня у молодежи есть возможность работать в городе и набираться опыта, проектируя общественные пространства и постепенно наращивая масштаб. Это нормальный путь развития.
Архитектурная мастерская Atrium
Архитектурную мастерскую Atrium основали в 1994 году Антон Надточий и Вера Бутко. Компания специализируется на планировании микрорайонов, проектировании жилых и офисных зданий, школ, гостиниц, частных домов, корпоративных и общественных интерьеров. Среди крупнейших реализованных проектов — жилой дом Barkli Рark со спортивно-учебным комплексом Москомспорта, молодежный центр «Планета КВН» и школа «Летово» в Новой Москве, входная группа выставочного центра «КраснодарЭкспо» в Краснодаре.