Аналитики опровергли прогноз о влиянии МЦК на рост стоимости жилья
Открытие Московского центрального кольца (МЦК) в сентябре прошлого года не привело к росту цен на вторичное жилье, расположенное вблизи его станций. Более того, квартиры в этой зоне за год подешевели в среднем на 0,6% (в то время как в других районах срединного пояса Москвы — на 0,4%). Такой вывод содержится в поступившем в редакцию пресс-релизе сервиса онлайн-объявлений ЦИАН.
Заметнее всего подешевело жилье в тех районах, где раньше не было действующих станций метро. Так, стоимость квартир рядом со станцией «Окружная» снизилась на 6%, вблизи «Нижегородской» — на 5%, в окрестностях «Зорге» — на 4%, отмечают риелторы. Причина — в большом предложении новостроек, которые оттянули на себя значительную часть спроса. В результате собственникам квартир на вторичном рынке пришлось массово снижать цены.
Противоположная ситуация наблюдается в тех районах, где нет конкуренции со стороны застройщиков — например, рядом со станциями «Ростокино» и «Соколиная гора», где жилье на вторичном рынке за год подорожало на 3% и 5% соответственно. Чуть меньше выросли цены в районе Ленинского проспекта у станции «Площадь Гагарина» — на 4%, говорится в материалах ЦИАН.
В то же время цены на новостройки у станций МЦК растут быстрее рынка — в среднем на 14% против 8% в других районах в пределах МКАД. Средний годовой прирост, связанный с ростом строительной готовности, сегодня не превышает 7–8% в год. Это значит, что дополнительный прирост в 6 п. п. можно отнести к позитивному эффекту градостроительных изменений в этих локациях, указывают риелторы.
В наиболее выигрышной ситуации оказались те комплексы, которые расположены в пешей близости от новой транспортной линии. «Эффект от запуска МЦК для новостроек выражен не только в формальном изменении качества транспортного обслуживания конкретных площадок. Активное использование нового транспортного коридора привело к тому, что многие покупатели с совершенно другой стороны увидели эти части города — не как депрессивный пояс промышленных зон, а как территорию с хорошей транспортной доступностью и активными изменениями городского пространства», — говорится в пресс-релизе.
Ранее аналитики прогнозировали, что открытие МЦК повысит привлекательность жилья в районах с плохой транспортной доступностью. В 1990–2000-е годы, по данным ЦИАН, с открытием станций метро стоимость квартир здесь вырастала на 10–12% относительно среднегородской динамики цен еще на стадии строительства станций и на 7–9% — в первый год после их ввода в эксплуатацию.
Движение по МЦК запустили осенью прошлого года. 54-километровое кольцо, включающее в себя 31 станцию, связывает десять линий Московского метрополитена и девять радиальных направлений железной дороги. В зоне пешеходной доступности станций МЦК находится около 4,4 тыс. домов — это около 13% от всех столичных многоэтажек, уточняют в ЦИАН.