Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Как поколения Y и Z меняют рынок жилья России
Мнения ,  
0 
Сергей Шлома

Как поколения Y и Z меняют рынок жилья России

За последние 20–25 лет в большинстве провинциальных городов России ситуация с жильем вообще и предпочтения его покупателей в частности практически не изменились. Хотя есть немало российских мегаполисов, которые за указанный период сильно преобразились, — скажем, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и т. д. Вместе с тем очевидно, что наиболее значительные изменения — в архитектурном, инфраструктурном, бытовом плане — произошли, конечно, в Москве.

И здесь требования покупателей к жилью также существенно эволюционировали. Причин тому несколько. Во-первых, в нулевых в стране начала улучшаться общая социально-экономическая ситуация, доходы, в особенности в столице, выросли, у людей появились свободные средства, в том числе на приобретение более дорогой и качественной недвижимости. Во-вторых, наши сограждане стали «людьми мира» — многие из них исколесили его вдоль и поперек и увидели собственными глазами, как люди живут «там».

В-третьих, — и я считаю, что этот тренд будет определяющим в долгосрочной перспективе, — сегодня на рынке недвижимости происходит знаковая «смена элит»: формируются и превращаются в движущую силу новые целевые аудитории покупателей.

Я сейчас говорю о так называемом поколении Y (людях 1985–2000 годов рождения) и уже наступающем ему на пятки поколении Z (людях 2000-х годов рождения). Абсолютной доминантой для них является именно качество жилья, начиная от привлекательного фасада здания, входной группы с консьержем и заканчивая современными инженерными, планировочными и прочими решениями. Тогда как покупатели из предыдущего поколения (Х), которые выросли в Советском Союзе, прошли через бараки и коммунальные квартиры, в массе своей не столь категоричны в требованиях к комфорту проживания. Но они, что важно, становятся все менее активными участниками рынка недвижимости, и скажу больше, часть из них уже покидает его.

Поэтому нынешним девелоперам столичного региона приходится подстраиваться под новую рыночную реальность — как следствие, развиваются строительные технологии, совершенствуется квартирография, оптимизируются средние метражи, в рамках основных классов появляются дополнительные опции и т. д.

Замечу, что в «тучные» годы (2002–2006), отмеченные колоссальной доходностью вложений во «вторичку», среди состоятельных людей наблюдалась мода на владение как можно большим количеством квадратных метров, и большинство совершенно иррационально подходило к выбору жилья. Однако кризисный 2008-й привел к тектоническим изменениям и в сфере недвижимости в целом, и в психологии покупателей, перенасыщенных этими самыми метрами. Они осознали, что во всех смыслах переплачивают за, в общем-то, лишнее пространство — скажем, оборудованную в квартире бильярдную или отдельную гардеробную комнату для хранения шуб.

Впрочем, подвижки в покупательской психологии не ограничиваются только сказанным. У людей, имеющих за плечами советское прошлое, выросших на таком явлении, как прописка, всегда было особенно трепетное отношение к собственному жилью. Исторически в массовом восприятии сложился стереотип, что недвижимость — это ценность из разряда непреходящих.

Однако ничто не вечно под луной, и сформировались предпосылки для новых парадигм сознания. Во-первых, недвижимость дешевеет. Во-вторых, она может стать неликвидной и от нее будет трудно избавиться. В-третьих, владение ею сопряжено с постоянными расходами, особенно значительными в случае с ненужными метрами. И это притом что в наши дни в тренде экономия и рациональность во всем. Больше того, молодая поросль зачастую предпочитает уже не покупать, а снимать жилье, поскольку не хочет быть жестко привязанной к конкретному месту жительства — к определенной квартире, району, городу. Все это в совокупности со «сменой элит» в покупательской аудитории позволяет вести речь о происходящем на наших глазах сломе эпох на рынке недвижимости.

Наряду с эволюцией покупательских предпочтений, как говорилось ранее, произошли перемены и в строительном секторе. Во времена становления современного российского рынка недвижимости (до 2000-х годов) в столичной стройиндустрии из-за нехватки средств практически не создавалось каких-либо новаций. В 1990-е на рынок выходило преимущественно типовое панельное жилье, застраивались в основном спальные районы — Марьино, Южное и Северное Бутово, Жулебино, Новокосино. Причем возводились эти дома по технологиям домостроительных комбинатов, работавших еще при советской власти.

А качественное элитное жилье на рубеже 1990–2000-х годов строилось главным образом из кирпича, и эти объекты пользовались повышенным спросом. В словаре риелторов того времени даже существовали такие понятия, как «сталинский», «брежневский», а также «современный» кирпич (под последним выражением подразумевались относительно новые дома, построенные не более 20 лет назад). Здания из «современного» кирпича выгодно отличались от панельного жилищного фонда: в них располагались квартиры с улучшенными планировками, зачастую с двумя санузлами. Впрочем, сейчас кирпичные дома уже практически не строят.

На смену им пришло монолитное домостроение, получившее наибольшее распространение в 2000-х. На первых порах строительство монолитных домов было весьма затратно, однако со временем оно стал дешевле и проще, и в итоге практически полностью вытеснило долгое и дорогостоящее возведение кирпичных домов. К тому же технология монолитного строительства позволяет девелоперу вариативно организовать пространство внутри дома, и в результате покупатели жилья в «монолите» получают возможность выбрать себе жилье, рассматривая лоты с самыми разными планировками.

Запрос на более качественное жилье первоначально появился в ответ на рост материального благосостояния наших сограждан. И здесь можно провести любопытную аналогию со всем известной пирамидой Маслоу — пирамидой человеческих потребностей, на вершине которой — самореализация. После удовлетворения базовых потребностей индивид начинает стремиться к самовыражению, в том числе и через свою собственность. Так, он хочет, чтобы у него был красивый дом с запоминающимся фасадом, огороженной территорией, благоустроенным двором и детской площадкой, а из окон квартиры с необычной и одновременно удобной планировкой должны открываться захватывающие дух виды.

Ясно, что типовые панельные дома, которые строились ранее, под это описание не подпадают вовсе. И мне придется расстроить владельцев такого жилья: перспективы у него не особо радужные — с уходом с рынка покупателей поколения X подобные объекты будут становиться все менее востребованными.

Перемены в отношении наших сограждан к недвижимости коснулись и зарубежного жилья. По сравнению с периодом докризисных 2008–2009 годов, когда люди активно скупали недвижимость на Кипре, в Болгарии, Греции, Испании, Италии, число сделок с ней сократилось до минимальных значений — с 2014-го их можно пересчитать по пальцам. Природа причин аналогична описанной выше — прозрение, что этот актив может дешеветь, становиться неликвидным, а его содержание — быть непосильной ношей. Гораздо выгоднее, например, арендовать апартаменты во время отпуска.

У представителей новых поколений потенциальных покупателей есть еще один аргумент в пользу аренды — им нужна свобода, им хочется колесить по миру и получать новые впечатления, знакомиться с разными культурами, национальными традициями, кухней, вместо того чтобы сидеть безвылазно в одном и том же «домике у моря», словно на давно привычной даче. Скажу больше, в связи с нестабильной общемировой политической и экономической обстановкой та же Европа уже не кажется многим нашим соотечественникам такой желанной, какой она представлялась, скажем, лет 10–15 назад.

Об авторе
Сергей Шлома Сергей Шлома директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Спрос на загородную недвижимость Подмосковья обогнал предложение Загород, 26 июл, 18:00
Глава ЦБ допустила рост цен на жилье ниже темпа роста доходов россиян Деньги, 26 июл, 17:03
Набиуллина дала прогноз по ипотеке после повышения ключевой ставки Деньги, 26 июл, 16:41
В России за полгода провели капремонт 40 млн кв. м жилья Жилье, 26 июл, 15:51
ЦБ резко повысил ставку: что ожидает рынок жилья и ипотеки Деньги, 26 июл, 14:57
«Домклик» назвал регионы Приволжья — лидеры по ценам на жилье Деньги, 26 июл, 14:49
12 особняков и квартир звезд, которые выставили на продажу в 2024 году Деньги, 26 июл, 12:51
«Дом.РФ» зафиксировал пик продаж новостроек в июне Жилье, 26 июл, 12:20
Риелторы сообщили о сокращении предложения новостроек в Новой Москве Жилье, 26 июл, 10:21
Лес у ворот: каким будет «Родина Парк» на западе Москвы Город, 26 июл, 09:32
ГД в первом чтении приняла поправки, предупреждающие о рисках в ипотеке Деньги, 25 июл, 20:36
В Госдуме предложили оборудовать все парковки местами для электромобилей Город, 25 июл, 18:16
Закон об обязательном строительстве школ при КРТ прошел первое чтение Город, 25 июл, 15:41
Изменения правил покупки жилья на маткапитал прошли первое чтение Жилье, 25 июл, 15:18
Главное Лента