Какую доходность приносят инвестиции в обслуживаемые апартаменты в Европе
Обслуживаемые апартаменты (serviced apartments) — это промежуточное звено между обычным съемным жильем и гостиницами: студии или квартиры с одной спальней, площадь которых на 15–30% больше гостиничных номеров. Одно из основных отличий такого вида жилья от отелей — наличие кухни. Апартаменты сдаются в аренду как на короткий (1-3 дня), так и на продолжительный срок (от 90 дней до года). По сравнению с отелями набор услуг в них ограничен — например, не всегда организовано питание.
Отдельные здания с обслуживаемыми апартаментами называют апарт-отелями. На территории таких объектов могут находиться тренажерные залы и конференц-залы для постояльцев.
Объем рынка
По подсчетам британской компании The Apartment Service, с 2008 по 2016 год количество обслуживаемых апартаментов в мире выросло более чем в два раза — до 827 тыс. Четвертая часть из них приходится на европейские страны.
По данным HVS, с середины 2017 до 2020 года в Европе будет построено 10 тыс. обслуживаемых апартаментов. Из них 37% сдано к концу 2017-го, 28% планируется сдать в 2018-м и 25% — в 2019 году. В каждом здании от 18 до 300 апартаментов, в среднем — 120. Наибольшее предложение сконцентрировано в Великобритании (41%) и Германии (32%).
Стоимость сделок на рынке обслуживаемых апартаментов и апарт-отелей часто не раскрывается, как и данные о продавцах и покупателях. В Европе цена за один лот начинается примерно от €100 тыс.
Управление
Почти каждая крупная гостиничная сеть предлагает обслуживаемые апартаменты, часто под отдельным брендом. Например, Marriott — под брендом Residence Inn, TFE Hotels — Adina Apartment Hotels.
Жилье под управлением бренда сдается дороже, чем без него. По данным Colliers, наценка за громкое имя при сдаче апартаментов может начинаться от 10–20% в сегменте премиум-класса и превышать 40% для всемирно известных люксовых брендов.
Большинство операторов занимаются только управлением, а, например, Go Native и Pierre & Vacances — еще и строительством апартаментов.
Как и на рынке отелей, в секторе обслуживаемых апартаментов применяется несколько бизнес-моделей:
- договор на управление: собственник отдает апартаменты в управление оператору и получает часть прибыли;
- договор аренды: собственник сдает апартаменты в аренду оператору, который выплачивает фиксированную арендную плату (и опционально — процент от прибыли);
- франчайзинг: собственник платит лицензионную плату (franchise fee), а бренд взамен генерирует постоянный поток лояльных постояльцев;
- модель, при которой оператор является собственником помещений.
Многие операторы используют несколько моделей одновременно (например, договор аренды, договор на управление и франчайзинг).
Заполняемость и доходность
Зачастую обслуживаемые апартаменты сдаются на 15–30% дешевле, чем гостиничные номера. Это одна из причин, почему все больше туристов и представителей бизнеса предпочитают такой тип жилья.
Из-за повышенного спроса обслуживаемые апартаменты отличаются более высокой заполняемостью (по данным HVS, 84% в 2016 году) по сравнению с гостиничной недвижимостью в целом (по информации Statista, 70% в 2016 году).
Помимо этого, апартаменты дают больше возможностей заработать. Например, по данным компании JLL, доходность отелей в Великобритании составляет от 5,0% до 6,5%, обслуживаемых апартаментов — от 6,5% до 9,0%. Последние приносят больше, так как выше премия за риск из-за проблем, связанных с узнаваемостью бренда и недостатком информации о продукте. Однако, по мнению аналитиков, эти преграды в будущем исчезнут, и доходность апартаментов может снизиться до 4–5% (среднее значение между обычными квартирами для сдачи в аренду и отелями).
Чистая гарантированная доходность, которую предлагают операторы конечным инвесторам, обычно ниже. Например, объекты Adagio, Pierre & Vacances и RésidHome во Франции приносят около 4% годовых с учетом расходов на содержание и управление (без учета НДС).
По информации JLL, операционные расходы для обслуживаемых апартаментов составляют в среднем 40% от выручки (тогда как в отелях — 60%) по двум причинам: чаще всего апарт-отели не предоставляют завтраки и убирают комнаты раз в неделю, а не ежедневно, как в гостиницах.
Доходность и операционные расходы квартир, гостиниц и обслуживаемых апартаментов