Доля иностранных арендаторов офисов в Москве сократилась до трети
За 13 лет доля иностранных компаний, арендующих офисы класса А в Москве, сократилась с 56% до 39%, выяснили в компании Knight Frank. Аналитики объясняют это уходом с российского рынка ряда зарубежных игроков, снижением деловой активности и усилением российских компаний, которые сегодня являются основными резидентами качественных офисных площадей в столице.
В середине нулевых самыми активными арендаторами московских бизнес-центров были компании из «большой четверки» — в 2006 году на них суммарно приходилось более 100 тыс. кв. м офисных площадей. Компания PWC арендовала 32,5 тыс. кв. м в БЦ «Белая Площадь», Deloitte — около 29 тыс. кв. м там же, а KPMG — 28 тыс. кв. м в БЦ «Башня на набережной».
В числе других популярных у иностранных арендаторов бизнес-центров аналитики называют «Метрополис», где в 2007 году арендовали офисы компании Procter&Gamble (18 тыс. кв. м) и Schlumberger (13 тыс. кв. м). Даже в кризисном 2009-м доля иностранных игроков в структуре арендаторов московских офисов росла и достигла 66%, отмечают в Knight Frank.
В 2014–2015 годы доля зарубежных компаний по отношению к российским арендаторам заметно снизилась, но все еще превышала 50%. В это время компания PepsiCo арендовала 13 тыс. кв. м в БЦ «Алкон», аdidas — 20 тыс. кв. м в БЦ «Крылатские холмы», а компании GE, DHL, Deloitte продлили договоры аренды. Российские компании, напротив, в это время снижали деловую активность на фоне экономического кризиса и девальвации рубля.
В 2015 году место зарубежных компаний заняли российские игроки, доля которых превысила 60%. Только за последние три года на рынке аренды качественных офисов российские компании заключили свыше десяти крупнейших сделок: так, например, Yandex арендовал около 10 тыс. кв. м в БЦ «Аврора», «Вымпелком» — 17 тыс. кв. м в культурно-деловом комплексе «Большевик», а TELE2 — 13 тыс. кв. м в БЦ ComCity. При этом впервые в истории московского рынка коммерческой недвижимости основными арендаторами офисных помещений стали ретейл-компании: их доля увеличилась c 7% в 2017 году до 15% в 2018-м.
Кроме того, в ряде бизнес-центров были заключены крупные сделки по продаже офисных площадей с участием крупных госкомпаний, банков и органов власти (ВТБ, АИЖК, Россельхозбанк, правительство Москвы). По итогам 2016 года на них пришлась треть всех сделок (34%) с российской коммерческой недвижимостью — это самая большая доля сделок с участием государственных игроков за всю историю рынка. Так, ВТБ выкупил башню «Евразия» в «Москва-Сити», правительство Москвы — 55 тыс. кв. м в БЦ «ОКО», Россельхозбанк — 44 тыс. кв. м в «IQ-квартал», АИЖК — 74,6 тыс. кв. м в «IQ-квартал».