Основными арендаторами офисов в Москве впервые стали ретейл-компании
Впервые в истории московского рынка коммерческой недвижимости основными арендаторами офисных помещений стали ретейл-компании: их доля увеличилась c 7% в 2017 году до 15% в 2018-м. Об этом «РБК-Недвижимости» рассказали в компании Colliers international.
Объем офисных площадей, арендованных ретейлерами, вырос в два-три раза по сравнению с уровнем предыдущих пяти лет и достиг 70 тыс. кв. м. Этот объем на 70% сформирован компаниями — представителями онлайн-торговли (Ozon, Lamoda, Wildberries, Utkonos), отмечают консультанты.
На втором месте после ретейлеров — компании, предоставляющие услуги: по итогам прошлого года на них пришлось 14% всех арендованных площадей в столичных бизнес-центрах. На протяжении последних четырех лет их доля практически не изменилась, указывают в Colliers international. Замыкают тройку лидеров телеком-компании, на которые в прошлом году пришлось 12% реализованного спроса на офисы.
«Сейчас мы видим значительные изменения. Для сравнения: в 2017 году объем сделок по аренде офисных помещений был сформирован преимущественно компаниями банковского сектора (22%), IT-компаниями (18%), и компаниями сектора профессиональных услуг (14%)», — говорит региональный директор департаментов по работе с корпоративными клиентами и офисной недвижимости Colliers International Вера Зименкова.
Прошлый 2018 год оказался рекордным для столичного рынка офисной недвижимости. По данным компании CBRE, объем сделок по аренде и покупке офисов в 2018 году составил 1,45 млн кв. м — это максимум за последние десять лет. В то же время объем годового чистого поглощения снизился на 150 тыс. кв. м и составил 525 тыс. кв. м. Аналитики объясняют это тем, что большинство компаний, несмотря на активные переезды, ориентированы на улучшение условий аренды или повышение качества помещений, а не на укрупнение офисов.