Как открытие МЦД скажется на экономике города
Это программа «Город». В очень коротком формате и вместе с экспертами мы рассказываем, как развитие мегаполиса помогает зарабатывать бизнесу — от самозанятых до крупнейших корпораций.
Текстовая версия
На прошлой неделе был запущен ключевой проект развития пассажирской железнодорожной сети Московской агломерации — Московские центральные диаметры (МЦД). Давайте поговорим, как это отразится на экономике региона.
Для начала отметим, что состоялся запуск двух маршрутов — МЦД-1 «Одинцово — Лобня» и МЦД-2 «Подольск — Нахабино». На карте видно, как проходят эти маршруты. Открытие нового наземного метро, которое связывает сразу два субъекта Российской Федерации — Москву и Московскую область, — прошло на самом высоком уровне.
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Если сложить наши проекты — метро, МЦК, МЦД — и сопоставить их с тем, что было в 2010 году, когда было 300 км таких маршрутов, сейчас — уже под 600 км. [Рост] почти в два раза. Мы планируем к 2023 году довести до 1 тыс. км. Это сопоставимо с нью-йоркским метро <…> Задача амбициозная, трудная, но, я считаю, важная и нужная для такого мегаполиса…
Владимир Путин, президент России:
— Инфраструктурное развитие Москвы в последние годы, конечно, себя хорошо показывает.
В итоге, МЦД охватят 45 районов Москвы и 6 крупных городов Подмосковья — это 4 млн человек. В 1,5 — 2 раза сократится время в пути до работы и обратно для 19% жителей отдаленных районов Москвы и ближайшего Подмосковья.
Несколько слов про обе открывшиеся линии. МЦД-1 «Одинцово — Лобня» это 52 км или 80 минут от города до города через центр Москвы, 28 станций (4 — из них новые). «Подольск — Нахабино» МЦД-2 — это 80 км, 116 минут в пути, 38 станций из них 8 — новые.
Следующим этапом проекта станет МЦД-3 от Зеленограда до Раменского и МЦД-4, этот диаметр свяжет Киевское и Горьковское направления. Недавно был также согласован маршрут пятого диаметра — через Павелецкое и Ярославское направления железных дорог.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительств:
— По МЦД-5 — смотрели, как возможно увязать это Павелецкое направление железной дороги. У нас оно было в планах дополнительно проработано, было дано поручение отработать эти маршруты. Мы видим возможностью, как увеличить количество поездов по МЦД-5, как и увязать с существующими МЦД. Но могу сказать, что решения все уже найдены.
Ну, а теперь давайте поговорим с экспертами — какое влияние окажут МЦД на оба региона?
Тимур Башкаев, архитектор:
— Московские центральные диаметры — это важнейшая часть столичного транспортного узла, который позволит увеличить связанность всей агломерации с центром города и окажет влияние на экологию, экономику Москвы. Это позволит резко повысить капитализацию территории вокруг станций МЦД и МЦК. И даст новые точки роста для нашего города.
Действительно, надо сказать, что МЦД даст толчок для развития территории вблизи железнодорожных линий — и в Москве, и в Подмосковье. Буквально, жить рядом со станцией станет очень престижно, выгодно и комфортно.
Галина Макарова, начальник Мастерской транспортного проектирования ГБУ «ГлавАПУ»:
— Для улучшения транспортного обслуживания пешеходов будут организованы безопасные пешеходные переходы, расширены тротуары, установлены новые современные остановочные павильоны ожидания на остановках общественного транспорта.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительств:
— Проходит интеграция с МЦК с существующими платформами [МЦД]. Мы делаем переходы, связки, строим дополнительные пешеходные переходы (12 новых пешеходных переходов у нас запроектировано). И большой вопрос — в благоустройстве дорог, [ведущих] к реконструируемым и строящимся станциям железнодорожных линий. Это большая, комплексная программа.
От появления МЦД кстати выиграют и владельцы недвижимости, которая расположена вблизи станций. По данным РБК-Недвижимости, в столице, где транспортная инфраструктура и так хорошо развита, — квартиры и помещения рядом со станциями подорожают на 7%, а в Подмосковье — до 15%. Это серьезный рост, что называется, инвестиционно-привлекательный.
«Город. Мнение»
Андрей Грудин, председатель совета директоров ГК «Пионер»:
— Есть такое понятие: транспортно-ориентированный девелопмент. Что это такое? С развитием транспортной инфраструктуры бизнес в тех районах, куда приходят станции метро, куда приходят МЦК, куда придут МЦД, оживает. Объем инвестиций увеличивается в такие районы, более чем на 50%. Подумайте: капитализация жилья — не только нового, но и уже существующей недвижимости — возрастает на 15-20%. Это колоссальные показатели. Приведу еще один пример. С запуском МЦК в период за последние четыре года количество арендных сделок с недвижимостью, расположенной вдоль кольцевой линии, возросло более чем в 2 раза. Цифры сами говорят за себя.
Сегодня город анонсирует различные меры поддержки бизнеса, поддержки развития не только жилищных проектов, но и в создании новых рабочих мест, офисов, инновационных технопарков за пределами Третьего транспортного кольца. Несколько лет назад под перспективы развития группа компаний «Пионер» приобрела депрессивный завод, бывший хладокомбинат вблизи платформы «Останкино» рядом со станцией метро «Бутырская». [Тогда] мы разработали несколько концепций, посчитали множество бизнес-планов, но не увидели экономической целесообразности. А с вводом правительством Москвы льгот по стимулированию развития мест приложения труда за пределами ТТК, а также с анонсированием развития МУД, расчеты показали совершенно другое. Мы приняли решение инвестировать 8 млрд руб. в новый технопарк «Останкино», который будет состоять из 130 тыс. кв. м недвижимости. Это офисы, высокотехнологичные рабочие места, развитые общественные пространства, коворкинги, кафе-рестораны, места занятия спортом. Это будет построено на той промышленной депрессивной территории, которую раньше занимал хладокомбинат. Это живой пример из нашей практики.
Подобные инициативы [по развитию транспортной инфраструктуры в Москве], конечно, находят живой интерес у бизнеса. И сегодня и наша компания, и наши коллеги, которые входят в Клуб инвесторов Москвы, находятся в активном диалоге со столичными властями — с департаментами градострительной политики, экономической политики, транспорта. И, безусловно, крупные застройщики учитывают планы развития города, планы дорожного, инфраструктурного строительства, развитие транспортного «каркаса» в своих проектах.
Смотрите также
Город: как подключить дом к коммуникациям
Бирюлево, Коммунарка, Архангельское: куда придут новые ветки метро
Сколько стоит трафик на Московской кольцевой автодороге
Заниматься строительным бизнесом в России стало максимально просто