Спам-звонки от застройщиков: как реклама ЖК становится навязчивой
В 2019 году на московском рынке новостроек ежемесячно выставлялось на продажу около 20–22 тыс. квартир, а покупалось — 3,3 тыс. По данным платформы bnMAP.pro, предложение превышало спрос почти в семь раз. Это означает, что застройщикам приходится вести настоящую борьбу за покупателя.
Наряду с традиционной рекламой в ход идет big data, идентификация пользователей, звонки и рекламные сообщения на мобильный телефон. Стоит провести 20 минут на сайте застройщика, даже не оставив контактов, как вам уже перезванивают с «уникальным» предложением. Вместе с риелторами, ИТ-специалистами и юристами разбираемся, как образуются спам-звонкт от застройщиков и можно ли защитить себя от навязчивого телефонного сервиса.
Номер пользователя за 27 рублей
Телефонный спам в России стал распространенным явлением: рекламируют медицинские и финансовые услуги, языковые курсы и т. д. Теперь это коснулось и рынка недвижимости.
Сегодня на рынке есть специальные платформы и сервисы, которые открыто торгуют данными пользователей, обещая повысить продажи. Такие сервисы позволяют владельцам сайтов из открытых источников получить электронные адреса, телефоны, ссылки на аккаунты в социальных сетях потенциальных покупателей, рассказал генеральный директор компании Bengala Investment Алексей Буянов (компания занимается инвестициями, в том числе в цифровые технологии).
Персональные данные собираются везде и повсюду. «Данные о себе мы предоставляем открыто, например, показывая паспорт в банке или заполняя анкеты при получении услуг в интернете. История поиска, веб-серфинга, банковские транзакции, геоданные и множество других цифровых следов собирается без нашего ведома», — отметила член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.
Однако необязательно оставлять информацию на сайте конкретного застройщика, достаточно просто засветить свои cookie (небольшой фрагмент текста, передаваемый в браузер с сайта, который посетил пользователь. — Прим. ред.) при заходе на какой-то сайт, рассказал руководитель группы аналитиков BrandProtection Group-IB Антон Долгаев.
Определением контактов посетителей любых сайтов сегодня в Рунете занимается ряд компаний. На горячей линии одной из таких платформ (не указываем ее, потому что не представились журналистами. — Прим. ред.) рассказали, что могут определить контакты 10–15% посетивших любой сайт. «К примеру, 100 человек посетили сайт, мы знаем контакты каждого десятого», — уточнил представитель компании. По его словам, информация с данными клиентам стоит в среднем 27 руб. за раскрытый телефонный номер. В компании заверили, что работа выстроена легально: используются данные пользователей, которые дали согласие на передачу, а сам сервис зарегистрирован в базе данных Роскомнадзора и имеет аккредитацию в Минкомсвязи.
Застройщики пользуются услугами таких платформ, но не напрямую, а через компании-лидогенераторы, пояснил руководитель департамента субагентских продаж компании «Миэль-Новостройки» Василий Богачев. Если застройщик начинает пользоваться услугами лидогенераторных площадок, он оплачивает только валидированные (ценные, горячие) звонки.
Вся обработка данных и первичный негатив лежит на стороне обработчика номеров — лидогенератора. Он может получать данные из разных источников (это могут быть базы данных крупных интернет-магазинов или операторы связи). «Мы же несем прямую ответственность за номера, которые передаем клиентам, так как собираем их с согласием на передачу третьим лицам и работаем в соответствии с законом о персональных данных», — сказал представитель подобного сервиса (компания занимается определением контактов пользователей сайта, попросил не называть имени).
Людей зачастую раздражает, что не выстроены все процессы на стороне застройщика, рассказал собеседник. «Переводишь на девелопера, говоришь, что на линии человек, которому нужна двушка в таком-то ЖК в ипотеку, у него есть 20% первоначального взноса. А дальше менеджер начинает спрашивать все сначала, хотя вводная информация уже получена. Рождается раздражение», — пояснил он.
Основная цель лидогенератора — отфильтровать заинтересованного клиента от незаинтересованного. Например, определить людей, которые планируют покупку квартиры в ближайшие полгода.
Эффективны ли спам-звонки?
Эксперты рынка считают телефонные звонки и рассылку неэффективными способами рекламы. Покупка недвижимости традиционно связана с высокими рисками, а к телефонному спаму большинство граждан относятся с подозрением. Соответственно, такой подход больше отпугнет покупателя, чем заинтересует, считает Алексей Буянов из Bengala Investment. По словам эксперта, в будущем подобные способы потеряют популярность именно из-за негативного восприятия потенциальными клиентами.
Холодный обзвон (или спам-звонки) — это малоэффективный метод, согласился Василий Богачев из «Миэль-Новостройки». По его словам, задача подобных звонков — «вытащить» человека на встречу. «Но конверсия действительно минимальна. Более того, многие крупные застройщики отказываются от системы закупки лидов и работы с лидогенераторами», — пояснил он.
Время неэффективных рассылок по сомнительным базам прошло, сказал директор департамента маркетинга и коммуникаций агентства недвижимости «Бон Тон» Алексей Донник. «Многие компании пользуются таргетированными инструментами для привлечения новой аудитории. Это контекстная реклама, рассылка по сотовым операторам и другие варианты, позволяющие настраивать аудиторию. Крупные игроки рынка не будут связываться с незаконными методами добычи и использования персональных данных», — объяснил спикер.
Законно ли это?
Сбор, обработка и использование персональных данных без уведомления человека — незаконный процесс, отметил Антон Долгаев из BrandProtection Group-IB. В интернете тяжело зафиксировать, где были собраны данные и каким способам. Хостинг сайта, который собирает данные, может находиться в Панаме, регистратор — в Америке, администратор — в Сербии. «По закону какой страны должна разрешаться данная ситуация?» — задается риторическим вопросом эксперт.
«Ситуация требует анализа, в том числе в зависимости от объема используемой информации и характера рекламного предложения. Если предложение персонифицированное, то это компетенция Роскомнадзора, если это реклама обезличенная — ФАС», — ответили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе Роскомнадзора на вопрос о законности сервисов для идентификации пользователей. Пока прецедентов с их блокировкой не было, добавили в ведомстве.
Если человек точно не давал свой телефон или не соглашался на звонки с рекламными сообщениями — это очевидное нарушение законов о связи, рекламе и персональных данных, объяснила Асия Мухамедшина из АЮР. За спам-звонки предусмотрена административная ответственность. Максимальный штраф составляет 75 тыс. руб. Роскомнадзор может через суд потребовать устранить нарушения либо заблокировать ресурс.
Соблюдение закона о рекламе контролирует антимонопольная служба. В данном случае необходимо написать жалобу в ФАС, приобщив к ней детализацию звонков и запись телефонного разговора, указать наименование компании, от которой поступают звонки. Чтобы рассмотрение дела прошло быстрее, можно добавить в заявление согласие на раскрытие тайны связи.
Как обезопасить себя
Полностью обезопасить себя от сомнительных рассылок и звонков сложно, но минимизировать негативное влияние можно. Желательно не оставлять свои данные в непроверенных местах, не доверять недостоверным источникам информации. Чтобы не беспокоила навязчивая реклама, можно установить приложения для блокировки рекламных номеров.
Если необходимо провести анализ предложений квартир, то можно воспользоваться режимом инкогнито в браузере. Еще можно купить отдельную сим-карту и все звонки при поиске квартиры совершать с нее. После того как нужный вариант найден — заблокировать ее.
«Внимательно смотрите, на что соглашаетесь, когда ставите галочки на сайтах и в анкетах. Старайтесь как можно меньше оставлять свой номер телефона в соцсетях или иных информационных источниках, при заполнении анкет в магазинах и центрах услуг», — посоветовала Асия Мухамедшина.
Можно завести отдельный номер для регистрации на сайтах. Иногда срабатывает и такой вариант: если звонят из одной компании и систематически навязывают свою рекламу, можно обратиться к оператору с просьбой больше не беспокоить. Если это не помогло, то уведомить о дальнейшей жалобе в ФАС.
Необходимо выбирать объекты и ЖК точечно, когда человек уже точно определился со своими предпочтениями, добавил руководитель департамента субагентских продаж «Миэль-Новостройки. «Не нужно «серфить» по поисковым ресурсам и различным агрегаторам, откуда ваш контакт может быстро попасть в базу холодного обзвона», — заключил он.