Бизнес на карантине: 5 историй о работе частных компаний
Многие владельцы малого и среднего бизнеса в различных сегментах рынка столкнулись с проблемами в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Закрываются магазины, кафе, туристические компании, культурные, развлекательные и спортивные мероприятия.
Участники разных сегментов бизнеса рассказали, с какими сложностями они сталкиваются, как справляются с ними и какие меры поддержку помогут частному бизнесу сегодня.
«Отмена налоговых и страховых выплат государству на определенный период поможет бизнесу»
Алексей Капитанов, создатель общественных пространств «Хлебозавод № 9», «Красная стрела», «Суперметалл»:
— Общественные пространства — это сегмент рынка, в котором все построено на прибыли от аренды. Его владельцы — представители малого и среднего бизнеса, которые понесли значительные затраты на ремонт и благоустройство своих территорий. Земля находится у них в собственности, и сегодняшние инициативы правительства по арендным каникулам на них никак не распространятся. Соответственно, никаких преференций не смогут получить ретейлеры и ресторанные концепции, расположенные в этих пространствах. А это и есть тот самый малый бизнес, который терпит максимальные убытки. И, согласно указу мэра от 26 марта 2020 года, весь ретейл и рестораны, связанные с физическим присутствием посетителей, должны быть закрыты.
В первый же месяц «Хлебозавод № 9» лишился половины своих доходов. Проходимость пространства, которая в будние дни составляла 35-40 тыс человек, упала в 10 раз, что конечно же отразилось на арендаторах. Кроме того, сейчас этому бизнесу сказано уйти каникулы, продолжая выплачивать зарплаты своим сотрудникам. А для малого бизнеса это только ускоряет приближение фатального исхода.
На «Хлебозаводе» и «Красной стреле» арендаторы корректируют график работы, оптимизируют расходы, стараются увести свои продукты в онлайн и делают ставку на лояльность клиентов. И конечно же, каждый день дезинфицируют помещения и продукцию, проверяют состояние сотрудников.
При этом рынок жилой недвижимости, к которому относится наш проект «Красная стрела» на Красносельской, пока чувствует подъем. Инвесторы с запасом валютно-денежной массы заходят на рынок, чтобы реализовать дополнительную маржу. Конечные покупатели могут выгодно купить жилье — при условии, что хранили деньги в долларах или евро. Рынок жилой недвижимости и апартаментов фиксирует цены в рублях, поэтому возможность выгодно приобрести жилье будет сохраняться еще какое-то время — три-четыре месяца. Пока март стал для нас месяцем с наибольшим количеством сделок в 2020 году.
Отмена налоговых и страховых выплат государству на определенный период поможет бизнесу. Ясно, что налоговые и прочие льготы не могут быть долгосрочными и длиться годами, но это позволило бы многим удержаться на плаву сейчас. Что еще могло бы помочь малому и среднему бизнесу, у которого земля находится в аренде или в собственности, — приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с той деятельностью, которая реально там ведется. Это позволило бы убрать дамоклов меч, годами угрожающий бизнесу.
«Мы всегда очень чутко ощущаем на себе любое ухудшение экономической ситуации»
Сергей Гущин, владелец галереи Fragment:
— Мы одними из первых приняли решение перейти на дистанционную форму работы. Я разделяю мнение, что минимизация распространения коронавируса важнее прибыли. Было решено отменить все запланированные ранее мероприятия клуба и перенести всю активность в онлайн. Я сейчас постоянно провожу бесплатные вебинары, на которых рассказываю об искусстве и арт-рынке. Совсем скоро мы запускаем онлайн-курс по истории современного искусства.
Что касается галерейного бизнеса в России — частным галереям у нас всегда было непросто. Мы всегда чутко ощущаем на себе любое ухудшение экономической ситуации, всем понятно, что искусство никогда не было и не будет предметом первой необходимости и при снижении покупательной способности от приобретений такого рода отказываются в первую очередь. Некоторые эксперты сравнивают возможные последствия пандемии с последствиями войны, и мы, вполне вероятно, недосчитаемся кого-то из игроков и так малочисленного российского арт-рынка.
Многие сейчас стремятся поддержать музеи и галереи через систему пожертвований. Но у нас коммерческая галерея, и мы в эту историю не вписываемся, хотя поддержка в эти дни была бы очень и очень кстати. Сейчас нагрузка огромная на бизнес в целом. Нужно понимать, что галерея, помимо коммерческой деятельности, играет очень важную роль в экосистеме арт-рынка. Фактически именно на плечах галерей оказывается поддержка художников, мы стараемся обеспечить для них возможность создавать новые работы, реализовывать новые проекты, просто жить, покупать себе еду и платить за жилье. Для этого нужны достаточно большие вложения.
«Отсрочки по налогам будет значимой мерой для поддержки частного бизнеса»
Сергей Янчуков, основатель и владелец ГК «Мангазея»:
— Сегодня государство предложило ряд мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые действительно могут быть действенными в условиях надвигающегося экономического кризиса. В первую очередь, государство намерено снизить в два раза — с 30% до 15% — ставку страховых взносов на зарплаты выше минимального размера оплаты труда. Очевидно, что ответственные компании, выплачивающие зарплату сотрудникам официально и прозрачно, положительно оценивают эту меру. Зачастую расходы на зарплаты составляют значимую часть ежемесячных трат бизнеса.
Важный положительный момент — пониженная ставка будет действовать не только на период карантина, эта мера долгосрочная. Следующая важная льгота, которую предложил президент, — отсрочка по налогам. Отсрочка не распространяется на НДС, который считается самым тяжелым для бизнеса, но тем не менее мы считаем саму инициативу важной и работающей. До 30 марта компании сдают отчетность за прошлый год. Вероятнее всего, процесс отсрочки по налогам будет обсуждаться отдельно, но если распоряжение примут оперативно, это станет значимой мерой для поддержки частного бизнеса.
«Многие бизнесы могут диверсифицироваться и работать онлайн»
Артем Скворцов, совладелец сети АЗС, основатель онлайн-приложения Benzuber (Екатеринбург):
— По тем данным, что я располагаю, в настоящий момент потребление топлива в регионах не сильно снизилось. Видим небольшой тренд. В городах упало на 30-40%, а на АЗС, стоящих на автомобильных трассах, на 15-20%. На наш бизнес потребительская активность не сильно влияет в целом. Если бизнес будет работать, то мы отметим потребление топлива со стороны бизнеса. Если даже карантин усилят, то все равно люди будут приезжать за топливом и заправки не закроют, так как они входят в перечень непродовольственных товаров первой необходимости.
В нашей отрасли мы не ожидаем ухода мелких игроков с рынка. Мы сами являемся таким игроком. Уходить не собираемся. Ситуация с коронавирусом придала очень важное социальное значение нашей собственной разработке — приложению BENZUBER, которое позволяет оплачивать топливо онлайн. Приложение существует достаточно давно — с 2017 года. Но только в 2020 году оно стало критически важным для людей. От локального продукта, работающего на нашей сети АЗС, оно выросло в продукт, к которому подключились свыше 3,6 тыс. АЗС по всей стране. И сейчас этот рост подключений ускоряется.
Мы считаем, что именно разработка собственных приложений, технологий, автоматизация процессов позволят в будущем сохранить бизнес при возникновении турбулентности в экономике. Полагаю, что многие бизнесы могут диверсифицироваться и работать онлайн.
«В долгосрочной перспективе люди будут меньше привязаны к офису»
Алекс Кэмпбэлл, Ithaca Consulting (Ирландия, Дублин):
— Все как во всем мире: малый и средний бизнес — на грани банкротства. Фискальная политика не имеет большого значения, когда магазины просто закрыты. Если у вас есть деньги, то достаточно сложно найти, где их сейчас потратить в Ирландии. Возможно, люди смогут сэкономить внушительные суммы, и когда вновь все откроется, примутся тратить с удвоенной энергией.
Открыты только супермаркеты и аптеки. Банки тонут в звонках. Люди беспокоятся, что не смогут выполнить свои кредитные обязательства, и призывают финансовые учреждения войти в их положение во имя социальной сплоченности. Британское правительство пообещало покрыть большую часть зарплат сотрудников, которые в противном случае были бы уволены. Я уверен, что подобная же поддержка необходима и от арендодателей как в коммерческом, так и частном секторе.
Последние годы работа в Ирландии все меньше связана с посещением офиса в деловом костюме с 9 до 17. Думаю, многие компании поймут, что сотрудникам можно доверять, когда речь идет о работе из дома с гибким расписанием. В долгосрочной перспективе люди будут меньше привязаны к офису. Также, думаю, все это способствует построению более децентрализованной экономики, менее зависимой только от столиц.