Кто сможет воспользоваться краткосрочной паникой на рынке недвижимости
Как отразится на рынке жилой недвижимости падение метеорита? Несколько недель люди не будут покупать квартиры, станут следить за новостями, строить гипотезы про инопланетян, но через месяц-другой снова вернутся к своим делам и поймут, что необходимость в улучшении жилищных условий никуда не исчезла. Как ни крути, а тещу отселять все равно надо.
Привожу этот специально преувеличенный пример для того, чтобы мы не тонули в потоке апокалипсических прогнозов, которые выдают диванные эксперты, а трезво оценивали ситуацию в перспективе.
Хладнокровие и долгосрочное планирование, пожалуй, самые дорогие активы в период паники. Это относится к любому бизнесу, но попробую разъяснить, что происходит в сегменте недвижимости, который я знаю.
Итак, вернемся к вопросу о спросе на рынке новостроек. Нельзя сравнивать неделю к неделе, объективную оценку можно давать, анализируя динамику как минимум квартал к кварталу.
Да, в последнюю неделю марта спрос на новостройки упал на 60%, но не будем забывать, что в этом году был нетипично активный январь и февраль и в результате по итогам квартала никакого спада нет. Что будет со спросом дальше? Да, он снижается, но не драматично: хорошие проекты в высокой стадии готовности с развитой инфраструктурой продолжают успешно продаваться. Застройщики ринулись осваивать онлайн-продажи, клиентоориентированность менеджеров еще больше возросла, покупателю в мельчайших подробностях расскажут все по телефону, покажут видео и фото со стройки, а за бесконтактную сделку еще дадут дополнительную скидку.
Большинство россиян без проблем заказывают еду, технику и одежду по интернету, покупка недвижимости (особенно если это еще строящийся объект, у которого есть только рендеры) ничем принципиально не отличается. Посмотрел сайт, почитал отзывы, проверил локацию через google map и принял решение.
Вот почему текущее снижение спроса — это временный краткосрочный тренд и можно смело прогнозировать его восстановление к концу года.
Краткосрочная паника и нестабильность будут использоваться крупными игроками для того, чтобы стать еще сильнее. ФЗ-214 помогает успокоиться не хуже валерьянки.
Ведь у тех застройщиков, кто перешел на эскроу, нет необходимости финансировать стройку средствами от продаж — согласно новому законодательству, они строят на кредитные деньги банков. Зато кризис — хороший повод поторговаться с поставщиками материалов, пересмотреть отношения с подрядчиками, заняться оптимизацией накладных расходов. Борьба за маржинальность сейчас ведется 24/7.
Как говорит Нассим Талеб в своей книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»: «В мире, где царит неопределенность, нельзя желать большего, чем быть антихрупким, то есть уметь при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться».
Конечно, небольшие неэффективные компании уйдут с рынка. Этот тренд начался еще задолго до кризиса и сейчас будет набирать обороты.
Есть простые правила выбора компаний для покупки жилья: каких застройщиков стоит рассматривать, а с какими лучше не связываться.
Во-первых, стресс-тесты. Я имею в виду опыт прохождения кризиса девелопером в реальных условиях. Неважно, какая причина кризиса была в 2008 или в 2014 годах, последствия у всех одинаковые: временное падение спроса, недостаток собственных средств у компании, срыв сроков из-за невыполнения обязательств со стороны подрядчиков или поставщиков. Так что выбирать девелопера надо по принципу «за одного битого двух небитых дают» — кто уже прошел пару кризисов, знают, как нужно себя вести, чтобы выжить.
Во-вторых, лучше положиться на вертикально интегрированные компании или девелоперов, аффилированных с банками. У первых в составе компании уже есть свои производственные мощности, поставщики материалов, подрядчики и генподрядчики. Это дает стабильность всей цепочке. За вторыми стоят крупные кредитные организации, которые в случае форс-мажора сами подключатся к управлению и доведут начатые проекты до финала.
В-третьих, покупатель должен очень настороженно отнестись к компаниям, у которых цены значительно ниже конкурентов или предлагаются невероятные скидки — это признак паники. Вспомним «Урбан Груп» — компания активно демпинговала, когда у собственника уже сложилось понимание, что стройки им самим не закончить. Устойчивые игроки так цены ронять не будут. Резкое снижение цен — первый признак потенциального долгостроя.
В период неопределенности расцветает бизнес у гадалок, хиромантов и астрологов, просто потому, что людям хочется ощущения контроля и предсказуемости. Но помните, что на самом деле будущее никто не знает, и все, что нам следует делать, критично воспринимать новости и прогнозы. Это не самый страшный кризис в нашей с вами истории, просто, пожалуй, самый раскрученный благодаря соцсетям. Так давайте сохранять спокойствие и принимать взвешенные долгосрочные решения.