Цифровизация недвижимости: как PropTech изменит рынок после коронакризиса
Пандемия COVID-19 стала проблемой для всех сфер человеческой жизни. Мы живем в новых, непривычных условиях — работаем, общаемся, учимся дистанционно. Однако в будущем последствия пандемии окажут влияние не только на образ жизни человека. Коронавирус дал мощный импульс развитию цифровых технологий во многих областях экономики, и сфера недвижимости не исключение.
Важно отметить, что перед операторами рынка недвижимости сегодня остро стоит задача переосмыслить и дать новое актуальное значение всем базовым механизмам. Качественно меняется сам объект отрасли: физическое дистанцирование резко изменило среду обитания человека, порядок его взаимодействия с пространством и другими людьми. Моментально и, наверное, впервые в современной памяти вспышка инфекции привела к резкому снижению спроса на многие виды недвижимости. Будет ли эта тенденция обратимой, большой вопрос. Но то, что отрасли придется меняться, очевидно.
Разносторонние угрозы пандемии заставляют ускорить внедрение качественно новых стандартов недвижимости, в основе которых — современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, решающая многочисленные задачи, начиная от требований здоровья и безопасности и заканчивая обеспечением беспрерывной коммуникации и онлайн-сервисами. В условиях карантина критически важно обеспечить эффективные коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, такими как арендаторы и клиенты, жильцы и управляющая компания. В нынешних условиях это становится возможным только с использованием цифровых технологий.
Нужно учитывать, что в перспективе могут кардинально измениться и виды использования недвижимости. По словам директора бизнес-отеля «Бородино» Артура Макарова, в гостиничной сфере, находящейся сегодня в «медикаментозной коме», идет неотложный поиск новых форм развития. Среди перспективных идей рассматривается специализация на проведении гибридных, совмещающих онлайн и офлайн, мероприятий. Несомненно, подобные инициативы требуют серьезных инвестиций в IT и персонал, а также грамотного управления цифровой трансформацией бизнеса.
В части операционной деятельности, как и во многих других областях бизнеса, в сфере недвижимости удалось достаточно оперативно перевести существенную часть работы на удаленный режим. Во многом это даже положительный фактор, поскольку делает прозрачными результаты работы сотрудников и подразделений. Цифровизация систем управления будет только развиваться, поскольку решает задачи повышения эффективности работников и бизнеса в целом.
На рынке недвижимости в течение марта текущего года было зафиксировано увеличение интереса к продажам квартир в дистанционном режиме. Не будем анализировать это явление в контексте общеэкономической ситуации и рассмотрим его с точки зрения перспектив цифровизации. Если полный цикл сделки по новостройкам можно было осуществить онлайн и до пандемии, то в отношении недвижимости на вторичном рынке до сегодняшнего момента сохраняются достаточно серьезные технологические ограничения и высокие риски. Важно то, что в перспективе развитие рынка недвижимости (после окончания пандемии) будет в любом случае нацелено на увеличение объемов удаленных консультаций для клиентов и рост онлайн-продаж объектов недвижимости. Это не произойдет прямо завтра, но направление основных усилий уже очевидно. Модели удаленного взаимодействия будут совершенствоваться и распространяться несмотря на то, что все это не очень просто как для бизнеса, так и для самих клиентов. Мы наблюдали повышение активности у риелторов и девелоперов в части создания эффективных каналов дистанционной работы с потенциальными покупателями и ранее. Но есть определенная специфика, объясняющая, почему это направление сопротивлялось цифровизации. В отличие от других отраслей бизнеса, где удаленные коммуникации с клиентами уже давно заставили полностью пересмотреть систему клиентских отношений, цикл продажи в недвижимости является, как правило, длительным и сложным, а чек — высоким. Технически организовать дистанционные переговоры и показ несложно. Вопросы документооборота также решаемы. Но само заключение сделки — это уже вопрос доверия. И перспектива изменения привычной практики непосредственно зависит от того, насколько покупатель оказывается готовым к доверительным коммуникациям такого рода.
Возможно, прозвучит как парадокс, но достичь высокого уровня доверия помогут те же цифровые технологии. В течение последних нескольких лет в сфере недвижимости начали разрабатывать различные цифровые сервисы для участников рынка. Еще до начала коронакризиса в ряде компаний стали применять технологии PropTech, обеспечивающие разнообразные цифровые системные и прикладные решения для оптимизации деятельности в сфере недвижимости. Эти технологии предназначены главным образом для повышения доходности и грамотного управления издержками. Но не только. PropTech также предлагает решения для повышения прозрачности и стандартизации данных. А это в конце концов позволяет достичь качественно нового уровня коммуникаций с клиентами и контрагентами. Кризис COVID-19 ускорил необходимость цифровизации таких процессов. Тем игрокам, кто до настоящего момента еще не инвестировал в данные технологии, вероятно, придется оперативно наверстывать упущенное. PropTech останется наиболее перспективным направлением в применении высоких технологий в сфере недвижимости и после окончания пандемии, поскольку позволяет решать разноплановые задачи, необходимые для развития отрасли.
В условиях карантина главной задачей является обеспечение безопасности и защита здоровья людей. Время легкомыслия прошло. После завершения коронакризиса эти требования будут и дальше предъявляться к игрокам рынка недвижимости как первоочередные. Поэтому организация качественной коммуникации на основе цифровых технологий с клиентами на всех этапах взаимодействия — насущная необходимость. Это позволит удовлетворять потребности клиентов, зарабатывать и поддерживать их доверие и лояльность и тем самым создавать новые источники дохода на рынке недвижимости будущего.