PropTech: полезный инструмент или новомодное веяние
Технологии, меняющие рынок недвижимости
Мы живем в период глобальной экспансии технологий, которые потихоньку в масштабах жизни человека, но молниеносно в масштабах мировой истории меняют наш образ жизни. Недвижимость, достаточно консервативная по своей сути, также подвергается влиянию различных технологических трендов. Наряду с уже устоявшимся «финтехом», нам все чаще приходится слышать термин «проптех» (proptech), который является производной двух английских слов: property (недвижимость) и technologies (технологии). Буквально proptech означает технологии в недвижимости. Фактически это одновременно и индустрия, и набор инноваций, призванных изменить то, как мы исследуем, арендуем, покупаем и используем недвижимость.
Эти изменения происходят за счет развития технологий, преимущественно мобильных, где фокус окончательно и бесповоротно смещается от производителя в сторону потребителя, вооруженного гаджетом. Теперь клиент определяет требования к торговым центрам, гостиницам, ресторанам, офисам и даже производствам. Индустрия находится под влиянием экономики совместного потребления, которая породила новые форматы — разного рода ко- и-шеринги. В совокупности это дало рынку недвижимости возможность повысить эффективность утилизации объекта.
Формула единорога
Классификация направлений развития проптеха связана с жизненным циклом объекта недвижимости — от создания до реализации и управления. Наложив ключевые сквозные технологии (большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, виртуальная и дополненная реальность) на сегменты недвижимости (ретейл, жилая, гостиничная, офисная, индустриальная) и этапы жизненного цикла, мы получим проптех-сегменты и бизнесы. Во всем мире появляются стартапы в следующих направлениях: листинг и поиск недвижимости (Zillow, Realtor, Immobilienscout24, ЦИАН); программное обеспечение для управления арендными отношениями; маркетплейсы и классифайды; краудфандинговые и акционерные платформы; данные о недвижимости, оценка и аналитика; ипотечные платформы; брокерские/агентские услуги; управление недвижимостью/строительством; виртуальные туры по объектам.
Некоторые из стартапов уже стали «единорогами»: Airbnb, WeWork, Booking.com, HomeAway, LiquidSpace. В то же время, как в любой популярной теме, в проптехе много различного карго-культа, ведущего к появлению неэффективных бизнес-идей, основанных на неоправданном использовании технологий. Чтобы амбициозный стартап выстрелил, нужно определить, как та или иная сквозная технология может изменить подход к спросу или формированию предложения, операционной модели или порядку реализации процессов.
От итерации к эволюции
Для того чтобы максимально эффективно войти в этот новый мир проптеха, нужно соблюсти два основных правила. Первое — признать, что использование технологий в развитии своего бизнеса — это стратегический приоритет. Другого вектора развития быть не может. Второе — правильно выстроить план движения в новый технологический уклад своей компании. Все должно быть вовремя, чтобы был обеспечен быстрый, но комфортный и мягкий переход компании на новые технологические рельсы.
Здесь, как мне видится, есть три последовательных шага, которые нужно выполнять один за другим. Во-первых, это цифровизация существующих бизнес-процессов, оптимизация за счет использования технологий и программных продуктов. Нужно автоматизировать все, что можно автоматизировать; сделать данные своим инструментом — собирать, структурировать и копить данные о клиентах, транзакциях, объектах. Увеличить коммуникации в единой цифровой среде, где остается цифровой след от действия вашего сотрудника и клиента. Бизнес-модель не меняется, вы просто тем самым повышаете свою операционную эффективность и закладываете фундамент будущих изменений.
Во-вторых, это создание дополнительной ценности для вашего бизнеса как следствие цифровизации бизнес-процессов. Накопленные данные, которые при правильном использовании и интерпретации имеют характер инсайтов, дают вам дополнительный заработок.
В-третьих, это разработка принципиально новых, прорывных, решений, которые изменят сам бизнес-процесс и сформируют новый объем ценности для всех участников рынка.
Выжидательная позиция
Несмотря на то что игроки рынка признают важность использования технологий и проптех становится ключевой темой для обсуждения в отрасли, изменения в индустрии происходят очень медленно. Подавляющее большинство компаний являются наблюдателями, а не первопроходцами, ожидая, когда другие проложат путь.
Подобная пассивность объяснима: задачи, связанные с развитием и применением проптеха, оттесняются текущими вопросами, требующими незамедлительного реагирования в условиях достаточно сложной экономической обстановки и имеющихся KPI. Ведь развитие технологий и переход на новую модель — длительный рискованный процесс, требующий экспериментов, затрат, инвестиций. Как правило, этот процесс ориентирован на рынок будущий, а прибыли нужно приносить уже сейчас.
Тем не менее процесс развития необратим, и то, что мы называем новыми технологиями сегодня, завтра уже станет неотъемлемой частью стандартного процесса. Поэтому на рынке недвижимости ближайшего будущего преуспеют те компании, которые внедряют технологии, совершенствующие текущие бизнес-модели в сегменте недвижимости и разрабатывают новые, делая ставку на проптех.