Развитие территорий: стандарты, инвестиции, идеи
С момента старта федерального конкурса по малым городам и историческим поселениям в составе приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» Минстроя России среди экспертов каждый год идет полемика: приводить ли в порядок малые города, пресловутые «мертвообразования», откуда уезжала молодежь и нет и не будет реальной экономики. Сейчас, в пандемию, когда идет миграция людей за город, идея жизнеспособности российской глубинки подтверждает нашу веру в будущее российских регионов, многие из которых извлекут из сложившейся ситуации определенную выгоду.
Особенно те, руководители которых вложили силы и средства в свои исторические деревеньки и городки.
Рекреационный потенциал
Вокруг внутреннего туризма в России много стереотипов. Принято считать, что российские дестинации — это очень дорогое удовольствие, что у нас и цены выше, и условия хуже, а в некоторых районах до сих пор нет нормальной инфраструктуры, что на деле истиной не является. В России очень много уголков, которые обязательно нужно посетить. Появляются новые туристические зоны, открываются маршруты, но об этом мало кто знает. Кроме того, наши путешественники часто ссылаются на опыт других стран, где поездки внутри страны комфортные и удобные, есть все необходимые условия, кемпинги, небольшие мотели и оборудованные туристические тропы внутри национальных парков. И это действительно так.
В свое время, например, США и Китай сделали ставку на развитие именно внутреннего туризма. Более того, в США порядка 80% туристов предпочитают путешествовать по родным просторам, таким образом поддерживая местный бизнес и оставляя деньги внутри страны, а значит, и поддерживая рабочие места, внутреннюю инфраструктуру, народные промыслы, гостиничный бизнес, ретейл и т. д. В сложившихся условиях, считаю, Россия имеет большой потенциал для развития именно внутреннего туризма. Есть основания предполагать, что путешествия по стране будут эволюционировать от однодневных в пределах региона до межрегиональных, потом станут и частью международных маршрутов.
Именно для поддержки пилотных инвестиционных проектов в экотуризме и привлечения инвестиций в экономику Агентством стратегических инициатив (АСИ) и был организован Всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развития экотуризма в России. В июле в рамках конкурса будут выбраны 30 заявок на создание туристско-рекреационных кластеров в особо охраняемых природных зонах России, в октябре определится десятка пилотных территорий, на которых будут реализованы проекты. Конкурс проходит при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федерального агентства по туризму РФ.
Конкурс внедряет ряд интересных решений для участников: акселерационную программу для междисциплинарных региональных команд, краудсорсинговую платформу для сбора идей и вовлечения целевых аудиторий, технологию внедрения комплексных решений на территориях. Задача и организатора конкурса, и оператора, которым выступает Агентство ЦЕНТР, среди прочего — не только рассказать людям о том, что можно посмотреть внутри страны, но и показать бизнесу, что экотуризм может быть привлекательным с точки зрения новых возможностей для инвестиций и развития.
Дорожная карта
Однако было бы неверным обещать бизнесу золотые горы от вложения средств в экотуризм сразу. Даже в упомянутой выше Америке создание глобальной сети национальных парков началось с двух основных программ, направленных, прежде всего, на строительство дорог, а потом — на строительство информационных центров. Так появились доступные и комфортные для посещений туристов места. А уже позже была проработана система сверхдлинных национальных троп и троп на уровне штатов (сегодня их уже 30 и 100 соответственно) — основной инфраструктуры для распределения турпотока внутри и между национальными парками.
В результате сегодня внутренний туризм в тех же США — высокодоходная индустрия, приносящая Штатам $14,2 млрд ежегодно. Доходы, само собой, идут не только от туристов — парки активно взаимодействуют и с частным бизнесом, и с корпоративными компаниями. Каждый парк формирует предложения для инвесторов, включающие описание предлагаемых для инвестиций земельных участков с возможными объектами строительства, их характеристиками, размерами, вариантами финансовой модели.
Россия, увы, пока находится далеко не на этом этапе, и строить в прямом и переносном смысле нам придется еще много — начиная не столько с дорог, сколько с законодательных процессов. В нашей стране экотуризм пока находится на самой начальной стадии, хотя в каждом регионе есть свои первопроходцы, создающие яркие инициативы на природных территориях — от гастрофестивалей и экоферм до экологических троп и туристских маршрутов. Несмотря на то что туристов эти инициативы привлекают, в масштабах страны они пока носят локальный характер. Усилий инициаторов, руководства особо охраняемых природных территорий (ООПТ), местных властей и представителей туриндустрии недостаточно для формирования положительного имиджа территории и привлечения целевой аудитории.
Более того, до настоящего времени, природные территории в нашей стране не рассматривались как драйвер развития региона и эффективный инструмент борьбы с бедностью. Особый режим охраны и удаленность большинства территорий препятствовали созданию промышленных предприятий и являлись причиной безработицы. В России отсутствует сформированный экотуристический бренд. Мы не ассоциируемся с туризмом на природных территориях, не входим в топ-10 наиболее желанных экотуристических направлений, несмотря на то что наша страна занимает первое место в мире по площади ООПТ (238,8 млн га). На данный момент на большинстве территорий отсутствует комплексный туристический продукт, имеется существенный дефицит инфраструктуры, необходимой для комфортного пребывания на природе (размещение, питание, подъездные пути), и невысокий уровень существующих сервисов.
Основными же барьерами с точки зрения привлечения инвесторов и развития экотуризма выступают отсутствие стандартов комплексного развития природных территорий, стихийный характер ведения туристской и рекреационной деятельности на ООПТ, отсутствие качественной инфраструктуры и готовых типовых решений, выстроенной коммуникации и технологий взаимодействия между различными сообществами, вовлеченными в развитие экотуризма, институциональных условий и работающих схем привлечения инвестиций.
Задачи
Говоря подробнее о рисках бизнеса в сфере экотуризма, начну с основ — с земли. Прежде всего, сетевые инвесторы нуждаются в создании прозрачного и ускоренного механизма передачи в аренду земельных участков вокруг особо охраняемой территории. Пока получить землю рядом или внутри ООПТ на федеральных или региональных территориях можно только после прохождения сложной процедуры согласования. Без нее не построишь и сеть некапитальных объектов для проживания туристов в нескольких регионах — каждый субъект и директор такой территории в отдельности должны согласовать возведение некапитальных объектов. Гарантии на реализацию проекта при этом инвесторы не получают в отличие от затягивания сроков и создания рисков для инвестора при запуске сетевых проектов. Между тем устойчивую бизнес-модель создают не один, а несколько тиражированных проектов.
Инвесторы, пытающиеся создать объекты на ООПТ федерального или регионального значения, обычно сталкиваются с ограничениями по устройству канализации, электричества, водоснабжения. Вместе с тем международный опыт показывает, что вся эффективно работающая инфраструктура создается на прилегающих территориях. Они имеют меньше ограничений. Размещаемый на региональной земле бизнес может рассчитывать на меры региональной поддержки. Да и туристу важнее впечатления, которые можно получить в шаговой доступности от ООПТ, доступные маршруты для прогулок, виды из окна.
Еще одна серьезная проблема — отсутствие цифровизации денежных потоков, не позволяющее контролировать доходы от оказания услуг туристам на природных территориях. За пределами крупных мегаполисов бывает сложно не только купить билет онлайн, но и оплатить иные услуги. Для решения этой проблемы, в том числе для оплаты через сайт госуслуг, Минприроды России уже начало работу по цифровизации, но ее внедрение, безусловно, займет какое-то время. Отсутствие цифровых сервисов тянет за собой проседание и по предложению других услуг, что, в свою очередь, сказывается на монетизации. Многие популярные у туристов территории практически не окупаются, а все потому, что не могут предложить клиенту качественный турпродукт, сувениры или сопутствующие услуги (детские лагеря, развлечения, инвентарь). Тем не менее Минприроды фиксирует рост численности посетителей национальных парков и заповедников. Так, по данным ведомства, в 2019 году количество посетителей превысило предполагаемый промежуточный показатель федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология» — 6,7 млн человек и составило более 8 млн человек. К 2024 году ведомство планирует увеличение этого показателя до 10,3 млн человек.
Ключевой элемент новой модели управления — стандарты комплексного развития природных территорий, которые необходимо разработать. Их цель — приспособить природные и смежные с ними территории к современным запросам и сделать их привлекательными для туристов со всего мира. Стандарты должны быть основаны на своего рода четырех китах — системе правил, устойчивой экономической модели, эффективном позиционировании и формировании экомышления. Что последовательно поможет:
- создать методическую основу и набор универсальных инструментов развития природных территорий;
- сократить расходы на проектирование и эксплуатацию объектов и создать новые возможности по привлечению дополнительного финансирования — от краудфандинга до крупных инвестиционных проектов;
- повысить информированность о природном наследии России и его ценности среди жителей страны и иностранных туристов;
- вовлечь местных жителей в управление территориями, связанными с ООПТ, и принятие локальных решений с их учетом.
Статистика экотуризма в России
- 13,9% территории России — особо охраняемые природные территории (11 822 ООПТ)
- 238,8 млн га — площадь ООПТ (первое место в мире)
- 49,9% россиян никогда не были в национальных парках страны
Источник: ВЦИОМ, Росстат