Как меньше платить за некачественные услуги ЖКХ по новому закону
С 7 ноября 2020 года вступит в силу закон, согласно которому в России уменьшат плату за коммунальные услуги, предоставленные с перерывами или некачественно. Платежи можно будет снизить, если нарушения произошли по вине тех, кто отвечает за содержание и своевременный ремонт инженерных коммуникаций в многоквартирном доме.
Эксперты рассказали, как собственнику доказать, что он получает некачественные коммунальные услуги, и снизить их стоимость.
Зачем нужен закон
Закон был принят для того, чтобы убрать норму о штрафах, которые должны были выплачивать потребителям лица, виновные в нарушении непрерывности предоставления или качества коммунальных услуг. «Это продиктовано исключительно налоговыми последствиями, возникающими в связи с выплатами штрафов, которые предусмотрены в сегодняшней редакции Жилищного кодекса. То есть если будет выявлена некачественная услуга и это будет доказано в досудебном порядке или через суд, то вместо выплаты штрафа стоимость коммунальных платежей будет пересчитана с учетом недопоставленной услуги, с учетом компенсации за неоказаннную или некачественно оказанную услугу потребителю», — пояснил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
Кому жаловаться
Для того чтобы снизить платежи, потребитель должен написать в жилищную инспекцию требование направить по его адресу сотрудника для проверки качества услуг. «В документе следует указать период (обычно двое суток), в течение которого представитель коммунальных служб должен прибыть и сделать замеры, подтверждающие ненадлежащее качество предоставляемых услуг. Акт проверки выдается заявителю на руки», — объяснила юрист Виктория Данильченко, председатель Коллегии адвокатов Виктории Данильченко. По ее словам, заявление подается в двух экземплярах — один остается в конторе, а второй забирает собственник жилья с соответствующей пометкой о принятии. Доказательством оказания некачественных услуг могут быть свидетельские показания, письменные доказательства (акты, экспертные заключения), фото- или видеосъемки проверки качества коммунальных услуг, уточнил юрист НП ЖКХ Контроль Бахрам Арбобов.
Как оценивают качество воды
Оценивая качество холодной воды, специалисты должны провести проверку силы напора, химического состава и внешнего вида воды, а также показателей жесткости. Холодная вода должна быть надлежащего качества, согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. В случае если холодное водоснабжение имеет отклонения по давлению подачи, уменьшение платы осуществляется в зависимости от степени отклонения. «Отклонение от установленных показателей до 25% влечет уменьшение оплаты на 0,1% за весь период подачи холодной воды с отклонением давления, а отклонение давления подачи холодной воды более чем на 25% влечет за собой освобождение потребителя от уплаты за данную коммунальную услугу. Что касается температуры горячей воды, то она должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. Такой температурный порог необходим для того, чтобы обеспечить гибель бактерий. Минимальная температура горячей воды должна быть обеспечена независимо от состояния коммуникаций и отопительного оборудования», — уточнила Данильченко.
Как оценивают качество отопления
Оценка отопления производится с учетом давления в системе, а также температуры в помещении. Согласно нормативам, температура воздуха в квартире должна быть не ниже +18 °C, а в угловых комнатах — не менее +20 °C. «Для того чтобы точно определить уровень тепла, необходимо замерять его в середине комнаты. При этом все окна и двери должны быть закрыты. Можно жаловаться на холод в квартире, если температура на протяжении пяти дней после запуска отопления оказывается ниже установленных значений», — подчеркнул Арбобов. Он отметил, что при определении качества подачи электроэнергии следует обращать внимание на силу тока и напряжение.
Если результат проверки не устроил
Если результат проверки вас не устраивает (часто бывает, что на момент прихода проверяющих все в порядке, а затем снова начинаются проблемы), нужно заявить в жилинспекцию о проведении повторной проверки с участием их специалистов, советует Данильченко. «Многие здесь встречаются с первым камнем преткновения — сотрудник коммунальных служб просто не приходит. Тогда есть вариант прибегнуть к услугам независимых экспертов, обладающих правом проведения данного вида экспертизы. Тут важно соизмерить стоимость независимой экспертизы и суммы, которую планируется получить от перерасчет. Вполне возможно, что это будет невыгодно», — рассказала юрист. Она пояснила, что после этого составляется претензия, в которой указываются все выявленные нарушения и сроки, в течение которых жилищная контора должна их устранить. Указывается требование о перерасчете коммунальных услуг. В идеале на этом перипетии с перерасчетом за некачественные услуги должны закончиться, а стоимость услуг уменьшена либо возвращены средства.
Если жилинспекция не реагирует
Если должной реакции от жилищной компании не последовало, потребитель имеет право обратиться в суд, советует юрист. «Составляется исковое заявление, к которому прилагаются копии всех собранных за это время документов, видеофиксация и свидетельские показания или подписи соседей помогут достичь желаемого результата. Также можно обратиться с жалобой в комиссию по защите прав потребителей», — советут Данильченко.