В России вырос спрос на помещения под «облачные кухни»
Помещения свободного назначения (ПСН) в пандемию стали самым востребованным типом коммерческой недвижимости: в них размещали «облачные кухни» и «темные магазины». В октябре 2020 года на ПСН пришлось 55% запросов на покупку и 41% арендного спроса. Для сравнения, доля складов в аренде составила 8%, в продажах — 4%, доля торговой недвижимости — 24% и 27% соответственно. Такие данные содержатся в исследовании сервиса «Авито Недвижимость» (есть в распоряжении редакции).
Помещение свободного назначения — это вид коммерческой недвижимости, который можно использовать для любых целей — под офисы, торговлю, склады и т. д. Они могут находиться в жилых зданиях, быть пристроенными к ним или отдельно стоящими.
Также в данной категории аналитики «Авито Недвижимости» зафиксировали наиболее высокие годовые темпы роста спроса. По их данным, в октябре в годовом выражении спрос на покупку помещений свободного назначения увеличился на 16%, на аренду — на 6%. Для сравнения, спрос на складские площади за аналогичный период увеличился на 4% и 5% соответственно. В то время как спрос на покупку офисов упал на 3%, на аренду — на 15%, а спрос на аренду торговых площадей снизился на 17%.
Популярность помещений свободного назначения связана с трансформацией рынка в условиях пандемии, когда большое развитие получили сервисы доставки готовой еды, продуктов, онлайн-ретейл. «Все это стимулирует переход на новые форматы ведения торговли — так называемые dark store и dark kitchen, которые, в свою очередь, увеличивают спрос на площади свободного назначения, оптимально подходящие для них по своим параметрам», — пояснил руководитель направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимости» Тимур Зайцев.
Dark kitchen («облачные рестораны», «темные кухни») — это рестораны, которые работают исключительно на доставку и обслуживают клиентов онлайн или по телефону. Dark store («облачные магазины», или «темные магазины») — это торговый зал-склад, в котором обычно собирают онлайн-заказы.
По его словам, также свою роль играет общая турбулентность на рынке: предприниматели осознают, что при текущей изменчивости ситуации завтра отдельные виды деятельности могут оказаться нежизнеспособными или значительно менее рентабельными. Поэтому они предпочитают ПСН, обладающие относительной гибкостью: их специфика при необходимости позволяет переоборудовать пространство в офис, помещение для сферы услуг, общественного питания или торговли.
Среди факторов, которые повлияли на востребованность ПСН, аналитик назвали их доступность. Они изначально обходятся дешевле торговых или офисных площадей: в среднем по стране стоимость квадратного метра при покупке в октябре составила 40 тыс. руб, а при месячной аренде — 590 руб. Для сравнения, стоимость продажи торговых помещений составляют 58 тыс. руб. за 1 кв. м, аренды — 860 руб. за 1 кв. м., офисов — 56 тыс. руб. за 1 кв. м, аренды — 830 руб. за 1 кв. м.
По всему миру растет популярность помещений для онлайн-бизнеса, включая доставку еды. Ранее сообщалось, что сооснователь Uber Трэвис Каланик инвестировал более $130 млн в недвижимость для своего стартапа CloudKitchens. Компания известного предпринимателя строит кухни, чтобы сдавать их в аренду ресторанам («облачные кухни», или dark kitchen).