На практике около 15–20% открытых рабочих зон в новых офисах приходится на многофункциональные помещения. Как правило, это зоны отдыха и разноформатные площадки для коммуникаций. Это небольшие локации, занимающие неудачные с точки зрения естественного освещения или соседства с маршрутами оживленного трафика места, которые сложно учесть в статистике.
Новые планировочные решения меняют концепцию open-space, наделяя этот тип офисного помещения дополнительным функционалом. Учитывая, что такие нововведения внедряются в банковском секторе, известном своим консервативным подходом к организации бизнеса, окончательная трансформация open-space в multi-space, скорее всего, является вопросом времени.
Изменился и сам принцип проектирования рабочих мест: единый подход постепенно сменяется широкой вариативностью. Как правило, в отрытых рабочих зонах присутствуют три типа рабочих мест: компактные, предназначенные для непродолжительной или командной работы, стандартные, то есть обычные рабочие места, и обособленные места большей площади для работы, требующей сосредоточенности. Соотношение типов рабочих станций может варьироваться, тем самым формируя оптимальную рабочую среду для бизнеса конкретной компании.
«Уберизация» офисов
Необходимость регулировать рассадку сотрудников в соответствии с требованиями Роспотребнадзора по соблюдению мер социального дистанцирования значительно повысили интерес компаний-арендаторов к программному обеспечению, облегчающему навигацию в интерьере, контроль доступа в офис и учет рабочего времени, бронирование рабочих мест и переговорных, снижение количества контактов между сотрудниками и т. д.
Изначально спрос был нацелен на несложные решения, позволявшие пользователям бронировать рабочие места, что делало возможным соблюдение мер социального дистанцирования в условиях обычных офисов. Но быстро спрос переориентировался на сложный комплекс программного обеспечения, включающий веб-интерфейс и мобильные приложения, рассчитанный на эффективное и понятное распределение рабочих мест, планирование визитов в офис, бронирование переговорных и локеров для хранения вещей, заказ гостевых пропусков, диспетчеризацию сервисов секретариата, IT-поддержку, клининг и т. д.
Несмотря на отсутствие сейчас на рынке на 100% готовых решений, эффект от внедрения подобного софта будет сопоставим с появлением агрегаторов услуг такси и каршеринга, то есть полностью изменит его ландшафт, что приведет к следующему:
- вытеснит персональные рабочие места и кабинеты в сегмент нерациональных планировочных решений или роскоши;
- ускорит повсеместное внедрение принципа совместного использования всех рабочих мест и других пространств по следующим причинам: во-первых, такой подход обеспечивает доступ к рабочим местам, максимально соответствующим работе, выполняемой сотрудником в конкретный отрезок времени, во-вторых, прививает персоналу более дальний горизонт планирования своих деловых активностей, в-третьих, позволяет компании значительно оптимизировать расходы на офис.
Об авторе
Александр Алейников
коммерческий директор PRIDEX
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.