Полицентричное будущее Москвы: «Южный порт» как новый стандарт урбанизма
До последнего времени деловая жизнь Москвы почти целиком была сосредоточена в историческом центре и вокруг «Москва-Сити». Сегодня город сознательно уходит от моноцентричной модели, создавая сеть полноценных узлов деловой и общественной активности внутри МКАД. На юго-востоке столицы новым центром становится кластер «Южный порт», который занимает треть района Печатники и в перспективе должен сыграть такую же роль, что когда-то сыграл деловой Сити на Пресненской набережной.
Новый сценарий города в мировом контексте
Реорганизация бывших промзон, к которому относится и «Южный порт», в столице ведется по принципу комплексного развития территорий. Это означает, что параллельно со строительством жилья формируется и вся необходимая инфраструктура — социальная, транспортная и коммерческая. В результате на месте бывших складов и производств возникают полноценные кварталы «город в городе» — с парками, школами, фитнес-центрами, магазинами и ресторанами, что фактически снимает с жителя проблему логистики в повседневной жизни.
Для девелоперов реорганизация промзон — это возможность строить с нуля, без ограничений старого фонда: а значит, можно планировать дворы без машин, использовать панорамное остекление и энергоэффективные решения, а также выводить проекты с самыми смелыми архитектурными формами.
Модель, к которой движется «Южный порт», по словам управляющего директора Kalinka Russia Виктории Григорьевой, давно стала частью повестки ведущих мировых мегаполисов. Так, квартал с Domino Park и благоустроенной набережной в Нью-Йорке появился на месте сахарного завода; известный промышленный район Hudson Yards в 2005 году стал общественно-жилым центром Манхэттена; а гамбургский Hafencity — примером сочетания офисов, жилья и культурных пространств на бывших портовых территориях. «Концепция «город в городе» реализуется во многих странах: в Великобритании, США, Турции, — говорит Виктория Григорьева, — но наиболее близкими по духу к «Южному порту» выглядят проекты Сингапура и ОАЭ, где внимание к воде и паркам, а также интеграция с природным ландшафтом позволяют создавать ощущение просторного, «воздушного» города даже при высокой плотности застройки».
Новый центр на карте города
Юго-восток и в частности Печатники долго оставались одним из крупнейших промышленных анклавов Москвы: вдоль русла реки тянулись склады, производственные корпуса и транспортные площадки, фактически отрезавшие жилые кварталы от набережной. Однако в ближайшее время на месте «серой зоны» уже проявляет свои очертания новый кластер «Южный порт», общая площадь которого составляет внушительные 644 га: это самая большая реновация в Европе. На этой территории планируется построить около 7,5 млн кв. м недвижимости, из которых 4,4 млн — жилье, а оставшаяся часть предназначена под масштабную деловую застройку, объекты общественного назначения и озеленение.
«В ходе реализации первой фазы застройки индустриального кластера запланировано возведение 2,85 млн кв. м недвижимости, в том числе около 1,5 млн кв. м жилья на территории 70,5 га, — замечает управляющий директор компании «Метриум» Роман Сырцов. — А частные инвестиции в строительство превысят 380 млрд руб.».
Периодически в прессе, да и в городских документах кластер в Печатниках уже упоминается как будущий третий центр столицы, сопоставимый по значимости с «Большим Сити». Для Москвы это часть широкой стратегии полицентричного развития. «Южный порт» входит в число шести перспективных центров, которые в ближайшем будущем должны перераспределить деловую активность и сократить маятниковую миграцию (ежедневные поездки людей на работу или учебу в другой конец города и обратно): «Лихоборы — Окружная», «Хорошевская — Шелепиха», «Очаково — Рябиновая», «Варшавская — Бирюлево», «Авиамоторная — Нижегородская» и «Южный порт — Текстильщики».Только если про первые пять хабов известны лишь локация, то «Южный порт» активно осваивается уже несколько лет.
С запада на юго-восток
«Москва сложилась как город с ярко выраженной центральной системой: исторический центр подчинял себе всю территорию вокруг, вследствие чего и формировалась радиально-кольцевая система, что для развития города не очень хорошо, — говорит академик отделения Международной академии архитектуры в Москве Дмитрий Наринский. — Еще в советский период власти поняли, что столице для правильного развития необходима децентрализация, и в середине 1980-х годов появилась концепция архитектора Бориса Тхора, которая стала основой появления «Москвы-Сити»: но сегодня этот деловой центр является единственной альтернативой историческому центру города».
«Южный порт» является по сути эволюционным продолжением «Большого Сити». Он формирует на юго-востоке столицы новую точку притяжения, перетягивая часть деловой активности из центра и с запада города. Развитый транспортный каркас — метро, наземные и даже речной транспорт — повысят доступность района и его удобство для тех, кто выберет эту локацию для жизни и работы. Там уже существует транспортный узел «Печатники», который включает в себя две станции метро — Большой кольцевой линии и салатовой ветки, а также МЦД. К 2030 году здесь должна появиться новая станция «Южный порт».
В отличие от первого Сити масштабная территория кластера «Южный порт» обладает уникальной береговой линией протяженностью 13 км. Это позволяет организовать не только современные набережные, но и водную инфраструктуру, включая крупнейшую в Москве марину на 200 яхт. О том, что здесь появятся также причал для легкомоторных судов и первый в столице понтонный бассейн на открытом воздухе с летним пляжем, рассказал на пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
И, конечно, формат КРТ обеспечивает появление здесь наряду с высококлассным современным жильем всей социальной инфраструктуры, новых рабочих мест, ретейла, качественного общепита, образовательной и культурной составляющей.
В кластере «Южный порт» расположены:
- благоустроенная набережная
- пять парков с прудами, пляжами и беседками
- 20 торговых центров
- более 30 школ и детских садов
- более 150 ресторанов и кафе
Баланс вместо монофункции
Причем «Южный порт» не копирует «Москву-Сити», а строится с учетом ошибок, которые были выявлены при реализации делового центра. Если «Сити» создавался как район концентрированной бизнес-активности с некоторым объемом жилья, то «Южный порт», как не раз подчеркивал Сергей Кузнецов, — это сбалансированная среда с деловыми, жилыми и рекреационными зонами, сочетающая масштабную застройку с элементами природы и культурной инфраструктуры.
«Формирование районов со смешанными функциями, безусловно, правильный ход, — рассуждает Дмитрий Наринский. — А монофункция — это всегда плохо, хотя бы потому, что административно-деловые локации в вечерне-ночное время вымирают».
Кто застраивает «Южный порт»
Освоение территории бывшей промзоны ведется комплексно: ведущие девелоперы реализуют здесь свои проекты с учетом актуальных трендов строительства. По сути, это не просто жилые комплексы, а создание принципиально новой среды для жизни. Среди крупных игроков, работающих над преображением «Южного порта», можно отметить ГК «Галс-Девелопмент» с его ЖК «Адмирал» прямо рядом с транспортным узлом «Печатники», Level Group с проектом Level Южнопортовая, FORMA с ЖК Portland, Aeon Development и «Ферро-Строй» с ЖК «Южный порт».
Планируя пространство в «Южном порту», девелоперы и городские власти заложили важный принцип — сбалансированное зонирование. Жилые кварталы там органично соседствуют с современными офисами, образовательными учреждениями, социальными объектами и торговыми площадями. При этом особое внимание при планировании новых кварталов локации уделяется благоустройству и озеленению: здесь появятся парки с фонтанами, прогулочные эспланады и озеленение на понтонах.
Проект сочетает коммерцию с отдыхом, повышая привлекательность территории. Девелоперы, в свою очередь, проектируют здесь не просто жилые комплексы, а полноценные микрорайоны, где все необходимое — школы, офисы, магазины и зоны отдыха — находится в шаговой доступности. Например, в одном из проектов кластера ЖК «Адмирал» — почти 64% территории отведено под благоустройство: это закрытые дворы площадью до полгектара, пешеходный бульвар с велодорожками и обилие озеленения.
Раньше застройщики делали акцент на премиальности через минималистичный или классический дизайн, который часто выглядел однотипно. Сегодня же они все активнее выбирают экспериментальные и дерзкие проекты со сложными архитектурными решениями. Особенно это заметно на примере жилых комплексов в кластере «Южный порт». Запрос на футуристичную архитектуру находит воплощение в виде своеобразного «дизайн-кода» этой амбициозной локации.
Пример такого решения — башни в виде волн с градиентом от синего через голубой к белому. Ультрасовременная архитектура создается за счет волнообразных изгибов фасадов, что полностью отражается в его названии. После финального согласования и получения всех разрешений девелопер группы ВТБ «Галс-Девелопмент» планирует воплотить эту концепцию в «Южном порту», где уже возводятся первые корпуса жилого комплекса. Всего здесь будет три жилых квартала со школой и детским садом, рядом построят бизнес-центр. Подобные многосоставные решения позволяют реализовать принцип «города в городе» — жить, учиться и работать в одном районе, не выезжая за его пределы. Впрочем, выехать будет несложно: «Адмирал» единственный на сегодня ЖК во «втором Сити», который расположен в 300 метров от станции метро.
Этот подход становится системным для города. «Такой огромный мегаполис, как Москва, просто не может иметь один центр, — отмечает урбанист, основатель CM International Петр Кудрявцев. — Новые полифункциональные субцентры разгружают транспортную систему и формируют разнообразие сценариев городской жизни».
Благодаря смешанному функционалу, кварталы, застроенные не только жильем, но офисами, социальными и рекреационные объектами, перестают быть «спальными» и превращаются в живые городские экосистемы. Именно это, по мнению урбанистов, и есть будущее столицы: не монолитные деловые анклавы, а сбалансированные районы, где город становится по-настоящему гостеприимным для своих жителей.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»

























