Соседские клубы: что девелоперы создают для общения жителей
Культ добрососедства формировался в нашей стране многие годы, в СССР он даже закрепился на уровне государственной идеологии. Раньше люди поддерживали более плотные социальные связи и знали в подъезде многих по именам, дружили семьями и смело могли попросить посидеть с ребенком.
Сейчас такие доверительные отношения между соседями скорее редкость, социальные связи между жителями ослабли, но потребность в общении не исчезла. Режим самоизоляции в период пандемии показал, что именно общения людям не хватает больше всего. Застройщики уже давно обратили внимание на необходимость создания инфраструктуры добрососедства — одного из элементов, формирующих комфортную среду. Если раньше это были просто соседские клубы, то теперь такая инфраструктура становится более разнообразной.
Комьюнити жильцов и соседские клубы
Формирование культуры добрососедства, развитие местного комьюнити — один из самых заметных трендов, особенно после опыта карантина, отмечают девелоперы. Все более актуальной становится урбанистическая концепция «15-минутного города», которая выдвигает на первое место пешеходную доступность всех необходимых объектов инфраструктуры, говорит генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин.
По словам главного архитектора компании «Брусника» Василия Большакова, соседские клубы — это важный элемент инфраструктуры добрососедства. У «Брусники» их пока два (один в подмосковном Видном, другой в Тюмени). Такие клубы обычно располагаются на первых этажах и представляют собой гибкие многофункциональные пространства, где жители могут свободно общаться, работать, учиться, развивать собственный бизнес, отмечать праздники и отдыхать. В своих соседских центрах компания «Брусника» размещает коворкинг с открытой кухней, библиотеку, танцевальный или спортивный зал, прачечную, а также помещения, которые могут арендовать специалисты, занимающиеся частной практикой (например, психологи, логопеды и репетиторы).
Инициаторами мероприятий в таких соседских клубах обычно выступают сами жители. В них организуют уроки по рисованию, театральные представления, проводят образовательные семинары, лекции и кулинарные мастер-классы, где делятся рецептами и сразу претворяют их в жизнь точно так же, как это делается за рубежом. Кроме того, в соседских центрах «Брусники» открыли свои филиалы школы шахмат, балета, студии по робототехнике и программированию. Таким образом, в пределах микрорайона застройщику удается сформировать разнообразную жилую среду и обеспечить эффективное развитие территории.
В девелоперской компании «Сити-XXI век» развивают градостроительную концепцию «Миниполис», которая подразумевает организацию единого жизненного пространства и создание социальных коммуникаций на базе соседского клуба, который стал центром активной жизни миниполисов. В клубах работают кружки, студии изобразительного искусства, танцев, лепки, проходят курсы по иностранным языкам, занятия спортом, йогой, праздники, а также волонтерские и благотворительные акции. За каждым миниполисом закреплен комьюнити-менеджер, который объединяет жителей, организует для них мероприятия, вовлекает в другие активности, помогает реализовать себя в программе поддержки малого бизнеса.
«Люди социальны по своей природе, нам необходимо чувствовать себя частью чего-то более масштабного, удовлетворять потребность в общении, ощущать позитивную атмосферу вокруг — поэтому тема добрососедства так сильно развивается сейчас. Культура добрососедства — часть нашего менталитета, так сложилось исторически. Хорошая новость в том, что сегодня застройщики используют гораздо более широкий инструментарий для поддержания этой культуры в своих проектах», — говорит директор по клиентскому сервису группы «Самолет» Ольга Балагурова.
Как девелоперы создают инфраструктуру добрососедства
Инфраструктура добрососедства — это не только соседские клубы и другие комьюнити жильцов. Все начинается с дворового пространства, которое организовано таким образом, чтобы стимулировать социальное общение. «В проектах все начинается с принципа квартальной застройки — так формируется уютный и просторный двор без машин, который включает в себя несколько функциональных зон, удовлетворяющих потребностям жителей разных возрастов и интересов», — отмечает директор по клиентскому сервису группы «Самолет» Ольга Балагурова. Если говорить об интересах девелопера, то основные цели при создании среды добрососедства — это формирование лояльной аудитории и повышение качества жизни, говорит Кирилл Игнахин.
Василий Большаков, главный архитектор мастер-плана компании «Брусника»:
— Инфраструктура добрососедства — один из элементов, формирующих комфортную среду. В «Бруснике» к этому вопросу подходят комплексно.
Во-первых, с точки зрения архитектуры. Один из главных факторов, влияющих на развитие добрососедства, — число жителей. Если их слишком много, человек перестает ощущать себя в безопасности, ему хочется закрыться дома, где его никто не побеспокоит, где нет «чужих». Мы убеждены, что создать комфортную среду во дворе, окруженном 24-этажной бетонной стеной, невозможно. Поэтому компания отдает предпочтение сомасштабным человеку типам застройки — кварталам переменной высотности и, например, урбан-виллам — одноподъездным среднеэтажным домам на 20–40 квартир. Жителей здесь немного, поэтому все знают друг друга в лицо.
Во-вторых, добрососедство поддерживают планировочные решения. Следуя примеру зарубежных застройщиков, «Брусника» проектирует на кровлях домов террасы, разделенные только живой изгородью.
В-третьих, общественные пространства компания проектирует таким образом, чтобы побуждать жителей к общению. В подъездах мы организуем мягкие зоны, во дворах — беседки и перголы, между кварталами — пешеходные бульвары, скверы и спортивные площадки. Кроме того, мы отказываемся от решений, которые могут стать препятствием для коммуникации, например заборов. Системы доступа в наших проектах настроены так, что жители могут попасть на территорию любого из домов.