QR-диагностика. Как устроены лифты нового поколения
В России придумали, как оцифровать обслуживание лифтов. Концепцию лифтов 2.0 разработал Карачаровский механический завод (КМЗ) из Москвы. Новейшее IT-решение позволит проверять состояние лифта по QR-коду в кабине — причем проверку сможет устроить любой пассажир со смартфоном. Это важная новинка для застройщиков, которые хотят показать заботу о жителях. Вот как она работает.
Как устроен умный лифт
Для конечного пользователя система работает предельно просто: достаточно навести телефон на QR-код, который теперь размещен рядом с кнопками этажей, и на экране отобразится вся доступная информация о конкретном лифте. Человек сможет узнать производителя, дату выпуска конкретной кабины, название обслуживающей организации, а также полный перечень всех техобслуживаний и график такого обслуживания на будущее.
Теперь каждый пассажир сможет удостовериться, что его лифт вовремя проверили на исправность и своевременно заменили нужные детали. Или не проверили и не заменили — и тогда можно будет напомнить обслуживающей организации о такой необходимости. Для этого не придется никуда звонить: жалобу на недоработки можно отправить в пару кликов прямо из приложения. Мониторинг безопасности дома еще не был настолько простым.
Впрочем, за кажущейся простотой скрывается продвинутое IT-решение — собственная разработка инженеров и программистов КМЗ. Технологии, реализованные на стыке конструкторского дела и информационных систем, были слабо знакомы российскому рынку. Разумеется, в лифтах давно предусмотрена система звукового оповещения. Но QR-коды и связь через мобильное приложение — новое слово в российском лифтостроении.
Код в кабине связан с внутренней системой учета, которую завод-изготовитель ведет для каждого выпущенного изделия. Базу, ограниченный доступ к которой получает пассажир, можно назвать электронной сервисной книжкой. Доступ к этим книжкам есть у каждой обслуживающей организации: такие компании могут в одном окне отслеживать все лифты КМЗ из своего сервисного списка. Это максимально удобно для подрядчиков, которым важно заранее составить график работ.
Сами цифровые данные Карачаровский механический завод хранит на защищенном сервере, что гарантирует безопасность всех сведений. А формирование QR-кода и уровни доступа к базе на КМЗ интегрировали во внутренний процесс формирования паспорта лифта. Это значит, что лифты получают все уровни защиты еще до того, как уедут с завода — и у злоумышленников не останется интервала для взлома программного обеспечения.
Зачем это застройщику и управляющей компании
В период усилившейся конкуренции среди девелоперов застройщики ищут любой шанс «отстроиться» от других компаний и показать уникальность собственного бренда. Умный лифт с функцией контроля со стороны пассажиров — хороший маркетинговый ход, чтобы подсветить прогрессивный дух девелопера. С таким устройством застройщик сразу покажет клиентам, что начал заботиться о жильцах еще до того, как они въехали в квартиру.
Еще одна причина — возможность интегрировать IT-решение КМЗ в собственное мобильное приложение застройщика. В 2020-х цифровой функционал новостройки стал столь же важным, как и классические характеристики жилья — комнатность, планировка и цена. Сервисы, облегчающие жизнь и оплату коммунальных услуг, пользуются спросом — и все больше застройщиков предлагает своим клиентам такие услуги.
Расширить функционал собственного мобильного приложения можно как раз за счет сканирования QR-кодов в лифте. Это простое действие ярче прочих демонстрирует прорывной характер девелопера и подлинную цифровизацию умного дома.
Что касается управляющей компании, то и для нее внедрение QR-кодов может привести к репутационным приобретениям. Продемонстрировать жителям свою открытость и готовность быстро реагировать на запросы собственников — важный фактор для формирования доброжелательного отношения со стороны владельцев квартир. Практическая польза тоже есть: если жители сами станут отслеживать регулярность обслуживания лифтов, управляющим компаниям будет только проще — по сути, с них снимут одну из задач.
Что важно знать о разработчике
КМЗ — пожалуй, главный инноватор на российском рынке лифтов. До внедрения QR-кодов на Карачаровском механическом заводе наладили сборку премиальных лифтов ALTIVS. Это люксовая марка лифтов, которую выпускают под заказ — с глубокой кастомизацией под конкретного заказчика.
К примеру, покупатели ALTIVS могут выбрать отделку из натурального камня или заменить его на определенную породу дерева. А техническая начинка ALTIVS соответствует более дорогим брендам, которыми пользовались застройщики элитного жилья в последние годы.
Роль КМЗ здесь в том, что на заводе начали мелкосерийный выпуск лифтов этой марки — и даже добавили кое-что дополнительно. Если стандартный заказ на лифт из Европы подразумевает выбор из четырех или пяти опций в каждом критерии, то в случае с ALTIVS КМЗ взял на себя поиск редких материалов для штучных заказов. Это решение позволило в разы сократить сроки готовности таких лифтов по сравнению с аналогами, которые везут из Европы, а заодно расширить перечень опций.
Подробнее о том, что из себя представляют лифты ALTIVS, «РБК-Недвижимость» уже писала. А теперь на лифтовом рынке России появилась IT-система, похожая на московское мобильное приложение «Наш город». Благодаря новинке от КМЗ пассажиры лифтов будут чувствовать себя не абстрактными «пользователями», а полноценными хозяевами лифта, в котором едут. И в отличие от лифта это ощущение невозможно купить.