Застройщики назвали форум «Движение» территорией свободы
В июне в горном кластере города Сочи прошел трехдневный форум недвижимости «Движение». Его организовала архитектурно-брендинговая компания DeVision. Форум собрал 1 тыс. участников — представителей застройщиков со всей страны. Как именно молодой компании удалось сделать мероприятие федерального уровня — в интервью рассказал его основатель Илья Пискулин.
— Форум «Движение» закончился. Каким он получился в цифрах?
— Участие в форуме приняли более 300 девелоперских компаний — делегации насчитывали от одного до 32 человек. Количество квадратных метров, которые в совокупности строят девелоперы, присутствовавшие на событии, — 19,2 млн (по информации ЕРЗ.РФ).
Самая большая делегация, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, из Иркутска — 34 человека. Всего было 54 города. Суммарное количество человек — 1,07 тыс. Из них 873 — это участники форума и около 200 человек — представители девелоперских компаний, которые были приглашены на конференцию «Сбера» в рамках форума «Движение». Плюс спикеры, плюс организаторы. Итого в зале в первый день собрались примерно 1,2 тыс. человек.
Мы спрашивали всех участников, с какой вероятностью они порекомендуют наш форум своим коллегам, просили оценить по шкале от одного до десяти. Средняя оценка составила 9,6. Это невероятный показатель лояльности к мероприятию!
Еще из интересной статистики: мы подсчитывали, сколько в среднем людей присутствует одновременно в конференц-залах. Ведь не секрет, что главная проблема форумов в том, что непосредственно на мероприятия ходит только половина зарегистрированных, остальные — «приезжают погулять». У нас в конференц-залах одновременно находилось около 750 (из 870) человек, то есть примерно 85%. Это очень хороший показатель.
Если на первом форуме в основном участвовали наши клиенты, то на этом — очень много девелоперских компаний, относящихся к когорте лучших, которые отправляли одного-двух участников. И почти все они сказали: «В следующем году мы приедем большой командой». Поэтому наш прогноз на форум 2022 года — более 2 тыс. человек в одном зале. Мы уже ведем переговоры с площадками курорта, чтобы вместить всех застройщиков.
— Поделитесь вашими ожиданиями перед форумом. Что оправдалось из них, а что нет?
— Когда я поднимался на сцену комплекса «Роза Холл» в день открытия, то говорил себе: приму любую боль, которая мне уготована. Эту же фразу я всегда повторял перед боями, когда занимался единоборствами. Ты никогда не знаешь, как будет проходить бой, а тем более такой большой ивент.
Форум, каким мы представляли его себе год назад, получился кратно больше. Абсолютно все вышло далеко за границы ожидания и даже за границы управленческого контроля. Все-таки DeVision — это не агентство-организатор мероприятий, мы — консалтинговая и архитектурно-брендинговая компания. К счастью, наш управленческий подход и дисциплина позволили провести все на высоком уровне. Мы не отклонились ни от одного из заложенных в форум принципов: у нас не было рекламных выступлений, в залах не было «недевелоперов».
— Каким в итоге получился форум?
— Я могу сказать, каким его увидели девелоперы, что они написали в соцсетях. Это, конечно, непередаваемое ощущение, когда ты заходишь в Facebook или Instagram — и практически в каждом отзыве видишь хорошие слова о форуме.
Когда-то мы задумывали «Движение» как семинар компании DeVision, а сейчас понимаем, что форум стал какой-то территорией свободы для застройщиков, где они могут поискать ответы на свои вопросы, посовещаться с коллегами и быть при этом самими собой.
В какой-то момент сами застройщики стали подсказывать, каким должен быть форум, как он должен развиваться. Ко мне подходили люди и просили, чтобы форум оставался именно таким — без партнерства с системообразующими компаниями, банками, бесплатного участия и уже тем более без приставки «гос». Все девелоперы вдруг заговорили: «Мы хотим, чтобы «Движение» было нашим мероприятием».
Я их понимаю. Ведь очень часто, когда приезжаешь на подобные мероприятия, тебя даже к микрофону не подпускают. Ты не можешь поднять реально актуальные, по-настоящему проблемные темы. А на «Движении» все это стало возможным.
Наверное, главный итог форума — в этом. Застройщики увидели «Движение» как автономию, саморегулируемую структуру, как территорию свободы.
— Как вы оцениваете время проведения «Движения» — 7–10 июня? Это сразу же после экономического форума в Петербурге. И еще: ваш форум уже назвали «русскими Каннами», где проходит одна из крупнейших в мире девелоперских выставок. Как вы к этому относитесь?
— Первое. Конечно, мы выбрали самое ужасное время с точки зрения пересечения с петербургским форумом. Из-за этого у нас «слетело» много топовых спикеров.
Что сказать? В следующем году мы не допустим такой ошибки. Мы предложим более комфортные даты и для высокопоставленных лиц из девелоперских компаний, и для представителей органов власти.
Второе. Фразу «О, это же российские Канны» я услышал в дни проведения форума раз пятьдесят. Никак не могу прокомментировать это, потому что ни разу не был на Лазурном Берегу Франции. Надеюсь, что это большой комплимент.
В следующем году мы собираемся привлечь уже международных спикеров: представителей девелоперских компаний, архитектурных бюро и т. д. То есть привнесем международную повестку на «Движение 2022». Так что в Канны ехать, возможно, не придется.
— На открытии вы сказали: «Счет индивидуального предпринимателя Ильи Пискулина пуст». Раскройте финансовые показатели трехдневного форума.
— Около 43 с лишним миллионов рублей — это себестоимость. И 43 с лишним миллиона — выручка. Мы в плюсе тысяч на сто. Но если считать все налоги, полный фонд оплаты труда людей, мои личные командировки, то конечно, это убыток. Если мыслить горизонтом планирования в десять лет, то наш убыток, там, в 3–4–5, а то и в 10 млн руб. — это вообще ничто. Так или иначе мы выйдем на окупаемость, если не в следующем году, то через два года или через десять... неважно. Люди строят торговые центры и не расстраиваются, когда у них по нескольку лет нет выхода на окупаемость. Я считаю, что «Движение» может стать аналогом такого огромного торгового центра — в том смысле, что окупится далеко не сразу.
И к тому же все эти инвестиции — это что такое? Вот вам вопрос: сколько стоит имя? Я могу сказать, что какой бы убыток ни получили, мы купили имя компании. Многие девелоперы приходят и уже не сомневаются, что мы сможем им спроектировать дом, сделать брендинг, наладить маркетинг и продажи. Потому что они видели уровень нашей работы по «Движению»... А сделать такой ивент сложнее, чем спроектировать дом. Так что нам стали доверять «автоматом». А это бесценно.
— А что не получилось на форуме?
— Не совсем получилась вечерняя программа — мы это признаем. Не до конца мы отработали первый день конференций и секцию с президентами. В следующем году будем действовать совсем по-другому: президенты девелоперских компаний не только будут выступать с докладами, но и устраивать сессии вопросов и ответов. Потому что самое ценное в общении с руководителями крупнейших корпораций — не их подготовленные речи, а возможность задать вопрос и получить неподготовленный ответ.
Не получилось «выдернуть» компании, чьим опытом мы хотели поделиться. Не все в нас поверили. В следующем году ждем их. Это же касается и спикеров, и представителей органов власти. Ни у кого не будет сомнений, что форум «Движение» должен появиться в расписании командировок.
— Так каким будет форум в следующем году?
— Дата проведения еще не назначена. Мы сверяем расписание всех остальных площадок.
По формату могу сказать, что следующий форум будет DIY, как магазин самообслуживания. Девелоперы сами сделают этот форум. А мы выступим лишь администраторами, которые отсмотрят все доклады и выберут лучшие на конкурсной основе. Главные — сами застройщики. Форум будет принадлежать им, они сами его сформируют.
Читайте также Илья Пискулин — маркетолог, который брендирует, проектирует и сам строит