Число закрывшихся магазинов и кафе в Москве выросло в 1,5 раза за год
С начала года арендаторы сменились в 6% московских помещений стрит-ретейла (общепит, магазины и точки услуг на первых этажах зданий). Доля пустующих помещений на центральных улицах столицы составляет 12,2%, это вдвое больше, чем до начала пандемии, и на 3,8% — чем год назад. Число закрывшихся точек с начала года в полтора раза больше, чем за тот же период прошлого года, говорится в исследовании международной консалтинговой компании Colliers.
Аналитики компании объясняют рост закрытий мерами по борьбе с коронавирусом — в том числе переводом 30% сотрудников на удаленную работу, введением QR-кодов для посетителей и обязательной вакцинацией персонала.
Больше всего, по данным Colliers, пострадал сегмент общепита. «Многие заведения оказались не способны быстро адаптироваться к новым требованиям, что привело к падению выручки почти на 50–90% и, как следствие, к вынужденному закрытию или временному приостановлению деятельности», — пишут авторы исследования. Аналитики обращают внимание, что новые открытия представлены преимущественно также арендаторами из сферы общепита, причем число новых заведений превышает число закрытых на 28%.
Наибольшая доля пустующих площадей по итогам третьего квартала 2021 года среди основных торговых улиц столицы зафиксирована на Мясницкой улице — 19%. Этот показатель на 11 п.п. больше, чем в 2020 году. На втором месте по вакантности — улица Петровка, где пустует 11% помещений стрит-ретейла (+4 п.п.). Третье место — у Кузнецкого Моста, где свободно 7% торговых площадей (+5 п.п.), выяснили аналитики.
Динамика вакантности основных торговых улиц Москвы