Вверх по лестнице пешком: почему люди боятся ездить в лифтах
Многие люди боятся застрять в лифте, а некоторые вообще не пользуются им, боясь, что случится авария. Вместе с экспертами разбираемся с наиболее распространенными страхами, связанными с лифтами, и насколько они обоснованы.
Эксперты в статье:
- Владислав Лукьянов, генеральный директор по эксплуатации и строительству «ПИК-Комфорт»
- Василий Марков, директор по развитию бизнеса в Москве и Московской области компании — производителя лифтов KONE
- Игорь Писарев, руководитель центра мониторинга инженерных систем «ПИК-Комфорт»
Самые частые страхи перед лифтами
Первый страх — канаты оборвутся и лифт упадет. Однако тросы, которые держат лифт, сделаны из стальных волокон. По словам заместителя генерального директора по эксплуатации и строительству «ПИК-Комфорт» Владислава Лукьянова, даже один трос способен выдержать вес кабины, пассажиров и противовеса — в общей сложности до трех тонн. При этом на пассажирском лифте устанавливаются минимум по три троса, а на грузовом от четырех и более.
Второй страх — лифт не остановится на нужном этаже и либо уедет в подвал, либо разобьется о крышу. Такого быть не может в принципе. Если лифт проедет выше верхнего этажа на 5 см, то сработает контакт безопасности и сразу отключит лифт. То же самое произойдет, если лифт проедет уровень нижнего этажа.
«Таких контактов безопасности в каждом лифте несколько — в зависимости от модели и производителя. Если не сработает один, обязательно сработает дополнительный. Это самый крайний случай, так как если хоть один контакт нерабочий, лифт автоматически отключается», — говорит руководитель центра мониторинга инженерных систем «ПИК-Комфорт» Игорь Писарев.
Третий страх — лифт застрянет и на помощь никто не придет. Если лифт остановился, а двери не открываются — нужно вызвать диспетчера, описать проблему и дождаться специалистов, которые помогут вам покинуть кабину.
«Обратите внимание — кнопку вызова диспетчера нужно удерживать несколько секунд, недостаточно просто нажать на нее. Далее скорость вашего вызволения будет зависеть от оперативности сотрудников аварийной службы. По регламенту время прибытия аварийных специалистов составляет до 30 минут», — говорит генеральный директор по эксплуатации и строительству «ПИК-Комфорт» Владислав Лукьянов.
Четвертый страх — кабину начнет шатать, и она станет биться об стены. Это невозможно в принципе. По словам экспертов, кабина лифта ездит по направляющим — своего рода рельсам — и не может сойти с них.
Пятый страх — лифт зажмет человека дверями и в этот момент начнет движение. Пока лифт не зафиксирует полностью закрытые двери, кабины и шахты, движение кабины начаться не может. За это отвечают четыре специальных контакта безопасности.
Василий Марков, директор по развитию бизнеса в Москве и Московской области компании — производителя лифтов KONE:
— Боязнь и нежелание пользоваться лифтом могут быть связаны с детской травмой, неприятным опытом в зрелом возрасте или клаустрофобией. Укрепляет страхи то, как в кинематографе гиперболизируют несчастные случаи. Хотя лифт при должном обслуживании является одним из самых безопасных видов транспорта в мире. А сцены из фильмов, в которых кабина мчится вниз, высекая искры, — фантазии сценаристов, так как в лифтах установлены ловители и ограничители скорости. Ловители срабатывают и останавливают лифт, если он начинает двигаться с ненормативной скоростью.
Лифты не несут для человека опасности. Напротив, безопасность и удобство пользования с каждым днем повышается за счет постоянной работы и инноваций. Аварии лифтов в основном происходят из-за нарушения обязательных требований либо владельцами объектов, либо эксплуатирующими объекты обслуживающими компаниями. И все, что требуется от пассажира, это соблюдение элементарных правил пользования.
Плюсы современных лифтов и систем их управления
Плюсов, по словам руководителя центра мониторинга инженерных систем «ПИК» Игоря Писарева, много. Одна из последних очень нужных функций — «автоматическая эвакуация». Работает она следующим образом: при отключении в здании электричества лифт не останавливается, а на собственных аккумуляторах доезжает до ближайшего этажа, останавливается и открывает двери. Сейчас такой функцией оснащены лифты практически всех производителей: МЭЛ, ЩЛЗ, КМЗ и OTIS.
Владислав Лукьянов, генеральный директор по эксплуатации и строительству «ПИК-Комфорт»:
— Лично я убежден, что логичнее бояться автомобиля или электросамоката — травм и аварий, связанных с этими техническими средствами, гораздо больше.
А в рамках профилактических мер против коронавирусной инфекции недавно появилась еще одна техническая новинка. Теперь пассажир может не касаться руками кнопок лифта, для этого в кабине установлены педали. В нижней части кабины над каждой педалью есть указатели этажа, реверса и закрытия дверей. Вместо кнопок вызова на посадочных площадках также установлены педали, вызвать лифт можно одним нажатием.
Причина поломок — неправильная эксплуатация
В недавно заселенных новостройках причиной примерно 80% поломок лифтов становится неправильная эксплуатация при перевозке строительных материалов и мебели, говорят эксперты. 15% поломок происходит из-за вандальных действий, к которым можно отнести выдавливание кнопок, выбивание и отжимание дверей и заклеивание фотоэлементов. А на технические дефекты и сбои приходится только 5% поломок.
«В новом фонде, как показывает практика, лифты ломаются чаще из-за неаккуратной эксплуатации современного, достаточно чувствительного и сложного лифтового оборудования. Перекосы при перевозке крупногабаритного груза, попадание в шахты взвеси и пыли строительных смесей — все это не идет на пользу узлам и агрегатам лифтового оборудования», — поясняет генеральный директор по эксплуатации и строительству «ПИК-Комфорт» Владислав Лукьянов.
Кабина никуда не упадет
Но даже если поломка произошла из-за технического дефекта, волноваться не стоит. Во всех лифтах предусмотрено четыре степени безопасности:
- три каната из стальных волокон, каждый из которых способен выдержать вес кабины и противовеса;
- привод дверей, если ток в его цепи превышает норму, значит между створками препятствие — двигатель запускается в обратную сторону, двери открываются;
- ловители. В случае увеличения номинальной скорости на 15% сработают ограничитель скорости и ловители;
- буфер. При опускании кабины ниже уровня нижнего этажа или при подъеме кабины выше уровня верхнего этажа кабина или противовес опускается на буфера.
Застряли? Дождитесь механика
Если пассажир застрял в кабине лифта, то не надо пытаться из нее выбраться самостоятельно. Даже опытный электромеханик по лифтам не сможет этого сделать в одиночку. Необходимо нажать на кнопку вызова и удерживать ее до ответа диспетчера. После этого сообщить о проблеме и дождаться специалистов.
Чего категорически нельзя делать в кабине пассажирского лифта
- прыгать;
- стучать по дверям;
- облокачиваться на двери;
- перевозить мебель и крупногабаритные предметы;
- открывать двери лифта вручную и при движении;
- препятствовать закрытию дверей;
- проникать в шахту и приямок лифта.