Чем Seven Suns Development из Петербурга сможет покорить Москву
Появление санкт-петербургских застройщиков на московском рынке жилья не редкость. Одной из новых для Москвы компаний из Северной столицы стала и Seven Suns Development. О том, что нового с девелоперской точки зрения компания привезла в Москву, и об особенностях работы в двух столицах «РБК-Недвижимости» рассказал директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев.
— Seven Suns больше известен в Петербурге. В столичном регионе вы работает относительно недавно — сегодня в вашем московском портфеле четыре проекта. Отличаются ли московский и петербургский подходы к девелопменту? Какие новшества для столицы вы привезли из Петербурга?
— На наш взгляд, сильно они не отличаются. Все наши проекты строятся по концепции «Светлый мир». Эту концепцию мы уже обкатали на многих проектах в Санкт-Петербурге и считаем, что она успешно будет работать в том числе и на московском рынке. И первый опыт наших проектов показывает, что здесь мы угадали, предложив формат «Светлый мир», — он пользуется популярностью и в Санкт-Петербурге, и в Москве. И мы уверены, что будет пользоваться успехом и в других регионах, куда у нас есть планы выйти, возможно, в будущем.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее про сам формат. Чем он примечателен, чем отличается от московского подхода к девелопменту?
— Формат «Светлый мир» означает, что мы создаем безопасную гармоничную среду для жизни, общения и развития людей. «Светлый мир» включает в себя такие уже, можно сказать, обязательные опции, как закрытый от автотранспорта двор, безопасная охраняемая территория, концептуальное благоустройство, авторский ландшафтный дизайн, детские развивающие площадки, игровые кластеры, спортивные площадки. Это привычные атрибуты всех наших жилых комплексов, и этим уже никого не удивишь ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве. Но мы пошли дальше. В частности, создаем свою авторскую инфраструктуру. В каждом проекте у нас появляются соседские центры, собственные кафе и рестораны, продуктовые лавки и некоторые другие вещи, которые являются именно соседской инфраструктурой. Наша идея продолжается в том, что мы стараемся не заканчивать свою деятельность, передав человеку просто вовремя и качественно построенные жилые метры, мы стараемся создавать определенное комьюнити, среду, где люди могли бы общаться друг с другом, находить себе занятия по интересам, развиваться и создавать вокруг себя безопасную среду. Вот основные преимущества нашего формата.
— Корректировали ли вы проекты по отношению к петербургским, выходя на московский рынок, по таким параметрам, как размер квартир, планировки дворов и т. д.?
— Что касается размера квартир, безусловно, есть определенная статистика. Сейчас наглядно видно, что средняя площадь квартиры в Москве прилично больше, чем в Санкт-Петербурге. Но есть тенденция, что Москва пойдет по этому же пути — площадь будет уменьшаться, она по этому параметру станет больше похожа на Санкт-Петербург. Нам кажется, что это тенденции, которые уже не за горами. После того бума недвижимости, который случился в конце 2020 года и начале 2021-го, ожидается определенная стагнация. Очевидно, что покупательная способность населения не растет, стимулирующие ипотечные программы завершились. И, соответственно, определенные сложности со спросом, очевидно, будут. На наш взгляд, спрос станет смещаться в сторону более компактных квартир. Однако не совсем справедливо говорить о метраже в чистом виде, квартиры должны быть в первую очередь эргономичными. Не должно быть бесполезных площадей, все должно быть разумно и продуманно. За счет этого квартиры становятся компактнее. Считаем, московский рынок к этому уже приходит. Поэтому наш продукт, который мы перенесли практически без изменений из Санкт-Петербурга в Москву, поможет нам пережить даже не самые лучшие времена с точки зрения спроса. Именно за счет компактности и способности удовлетворить менее платежеспособный спрос.
— Помимо уменьшения площадей, вы предпринимаете какие-то еще меры, чтобы удержать динамику продаж?
— Самое главное, на мой взгляд, было не перегреть цены, как получилось у многих наших коллег, чтобы не произошло резкого отката спроса, когда он пойдет вниз. Мы всегда очень разумно и осторожно подходим к вопросу повышения цен. Главным драйвером продаж в 2020 году была ипотека с господдержкой. Сейчас этой программы нет, спрос снижается. Но, безусловно, для его поддержания мы использовали и будем использовать с нашими банками-партнерами различные маркетинговые ипотечные ставки. Этот инструмент мы применяли и будем применять. Кроме того, продолжает работать семейная ипотека. Для тех покупателей, у кого есть дети, условия по-прежнему остаются весьма и весьма привлекательными.
— Давайте поговорим о вашем новом проекте ЖК «Светлый мир «БиоПолис…» около «Домодедовской». Какие новые решения покупатели увидят именно в этом проекте?
— Этот проект будет отличаться от остальных наших московских проектов своей экологичностью. Мы построим четырехэтажные дома. Сама по себе малоэтажная застройка гармонична, благоприятна для жизни человека, а в совокупности с местонахождением в окружении зеленых зон это дает усиленный эффект — вокруг больше зелени, больше воздуха, больше разных сценариев проводить время на природе. То есть здесь мы стараемся создать максимальное качество жизни, в то же время с хорошей транспортной доступностью, недалеко от всех преимуществ и удобств центра Москвы.
— «Светлый мир «БиоПолис…» — это малоэтажный комплекс, чего не скажешь о ЖК «Светлый мир «В стремлении к свету…» в Алтуфьево, где скоро стартует уже вторая очередь. Какие новшества вы собираетесь привнести туда по отношению к первой очереди?
— Проект «Светлый мир «В стремлении к свету…» — это цельный проект, он просто реализуется в несколько очередей. Первый этап уже находится в высокой степени готовности. В ближайшее время на рынок выйдет вторая очередь этого проекта — чуть больше 100 тыс. кв. м квартир. Это будет продолжение первого этапа со всеми преимуществами формата «Светлого мира», квартирографии и локальной инфраструктуры, которые в него заложены: закрытый двор с запретом заезда туда автотранспорта, концептуальное авторское благоустройство, ландшафтный дизайн, качественные детские, игровые, спортивные площадки. Появятся соседский центр, кафе и рестораны, продуктовая лавка. Также в структуре этого квартала находится небольшой районный торговый центр — все необходимое для жизни будет в шаговой доступности жителей нашего жилого комплекса.
Первый этап пользовался большой популярностью у покупателей. У нас нет сомнений, что и второй этап тоже будет успешен.
— Вы упомянули соседский центр и кафе с ресторанами. Я так понимаю, все ваши проекты предполагают создание именно соседского комьюнити. Каким оно будет?
— Для того чтобы слова «комьюнити», «соседи», «общение», «развитие» перестали быть просто словами, нужно как минимум создавать какие-то материальные предпосылки. Для этого мы выделяем достаточно приличные площади, за свой счет строим и оставляем их под инфраструктуру. Например, соседские центры работают у нас в Санкт-Петербурге в каждом проекте. Это целый набор обязательных опций — детский клуб, коворкинг, кафе, мастерские, кинозал, который трансформируется в небольшую концертную площадку. Мы насыщаем все это разными видами деятельности, а дальше уже вокруг этого составляется соседское комьюнити. Те жильцы, кто изъявляет желание заниматься тем или иным видом творчества или спорта, принимают активное участие в процессе работы соседских центров. Кто-то может прочитать лекцию, кому-то нравится совместный просмотр кинофильма или футбольного матча. Можно вечером полепить, порисовать, позвать какого-то мастера или профессионала, чтобы он научил, или самим поделиться своими умениями с соседями. Просто отметить день рождения по-соседски, не у себя в квартире, а в соседском центре в кафе.
Жителям это нравится. И дети, и взрослые находят там занятия по интересам. Это особенно актуально, учитывая последние тренды, связанные с пандемией, когда многие вещи становятся малодоступны. А когда вся инфраструктура есть у тебя непосредственно в доме, ты можешь не запираться в квартире, а найти занятие по душе, познакомиться с соседями прямо в стенах своего жилого комплекса.
— Это дотируемая история или самоокупаемая?
— На начальных этапах застройщик дотирует работу этих проектов. В определенный момент они переходят на самоокупаемость, потому что небольшая плата за все эти услуги все равно есть. Существует определенный абонемент — клубная карта, которую жители покупают для того, чтобы пользоваться всеми благами соседского центра. И в перспективе это самоокупаемая история.
— Расскажите немного о своих планах, что у вас в московских планах и в петербургских. Или, может быть, вы собираетесь работать в других регионах?
— В Москве, помимо жилого комплекса «Светлый мир «БиоПолис…» и второй очереди «Светлый мир «В стремлении к свету…», мы рассматриваем ряд других проектов, но пока о них преждевременно говорить. В Петербурге в ближайшее время будет запущено целых два проекта от Seven Suns Development. Один большой проект квартальной застройки разместится непосредственно в городе, в Приморском районе, и еще один — в Ленинградской области. Компания постоянно развивается, мы пополняем свой земельный банк и с определенной периодичностью запускаем новые жилые комплексы.