Бунтарский стиль: деконструктивизм в интерьере и архитектуре
Деконструктивизм — архитектурный стиль, который появился в 1980-х. Считается, что его предшественниками были русские конструктивисты. В своих работах они нарушали правила классической архитектуры, композиции и бросали вызов «геометрическим нормам» того времени. Вместе с экспертом разбираемся, что такое деконструктивизм сегодня, каковы основные черты этого стиля в архитектуре и дизайне интерьеров.
Эксперт в этом материале: Андрей Секерин, руководитель студии дизайна интерьеров SmartRoom
Что такое деконструктивизм
Впервые о деконструктивизме всерьез заговорили в 1983-м, после архитектурного конкурса в Париже, в котором победил Бернард Чуми с проектом парка «Ла-Вилетт». Затем в 1988 году в Нью-Йорке прошла выставка деконструктивистской архитектуры Музея современного искусства. Работы авторов напоминали и русский конструктивизм, и немецкий экспрессионизм начала 1920-х годов. Они воплощали теорию архитектурного хаоса, отрицание формы, акцентировали внимание на геометрии. Одним из теоретиков деконструктивизма был французский философ Жак Деррида, который описал концепцию деконструкции в своей книге «О грамматологии».
Деконструктивизм в архитектуре — это пренебрежение правилами и канонами, хаос формы и внешнего вида. Функциональность зданий отходит на последний план, куда важнее показать людям, насколько безгранична фантазия автора и как далеко она может зайти. В этом стиле работали архитекторы Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзенман, Филип Джонсон, Фрэнк Гери.
Деконструктивизм в архитектуре
Внешний вид любого здания в этом стиле ломает все стереотипы. Узнать деконструктивистские сооружения можно по следующим признакам:
- форма важнее функциональности;
- внешний вид максимально геометричен: много углов, ломаных линий, абстрактных фигур;
- архитектурные законы других стилей нарушены;
- обилие металла, стекла и бетона, реже — дерева и пластика;
- окна разных форм и размеров, могут быть хаотично разбросаны по всему зданию;
- контраст цветов и форм.
Здания в стиле деконструктивизм призваны показать бесконечное разнообразие форм, объемов и дизайнерских решений, свободных от стереотипов.
1. Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе спроектировал всемирно известный архитектор Фрэнк Гери. Зал открылся 24 октября 2003 года, его вместимость составляет 2265 человек. Необычная форма здания символизирует музыкальное движение, звуковые волны. Один из основных материалов здесь — полированная нержавеющая сталь. Она так отражала солнечный свет, что температура в отдельных помещениях соседних домов становилась слишком высокой. Отраженный свет слепил проезжающих мимо водителей, что создавало угрозу безопасности на дорогах. Так что панели пришлось отшлифовать, чтобы избавиться от излишнего блеска. В зале разработана сложная акустическая система, в нем регулярно репетирует и дает концерты филармонический оркестр Лос-Анджелеса. Стены и потолок отделаны дугласовой елью, а пол — дубом.
2. Резиденция Фрэнка Гери, Санта-Моника
Фрэнк Гери и его жена купили поместье в Калифорнии в конце 1970-х. Это был обычный двухэтажный дом в колониальном стиле. Архитектор почти полностью сохранил оригинальную постройку, а вот вокруг нее создал настоящий деконструктивистский объект, используя промышленную фанеру и гофрированную сталь. Обе постройки соединяет стеклянная крыша, в некоторых местах дом огражден обычной сеткой-рабицей. У него необычная форма, в которой много геометрии, изломанных линий, выступов. Соседи, увидев творение Гери, были недовольны: оно сильно выбивалось из общего внешнего вида домов в городе. В 2012 году Гери получил за эту работу архитектурную премию Twenty-Five Year Award. Многие называют резиденцию первой деконструктивистской работой архитектора.
3. Пекинский национальный стадион, Пекин
Пекинский национальный стадион «Птичье гнездо» был построен в 2008 году к Олимпийским играм. Проект представлен швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron в апреле 2003 года. Конструкция имеет продолговатую форму, напоминающую вытянутую бетонную чашу. Ее оплетают 24 металлические колонны, которые заменили стены и несущую конструкцию. Внутри нее находятся зрительские трибуны, стадион вмещает более 91 тыс. зрителей. Благодаря специальным прозрачным пленкам, которые натянуты на стадионе, внутрь проникает солнечный свет и есть естественная вентиляция. В 2022 году именно здесь проходили открытие и закрытие зимних Олимпийских игр в Пекине.
4. Музей Гуггенхайма, Бильбао
Открытие музея Гуггенхайма в Бильбао состоялось в 1997 году, автором проекта стал Фрэнк Гери. На мероприятии присутствовал король Испании Хуан Карлос I, на первой выставке было представлено 250 произведений современного искусства.
Музей расположен на берегу реки Нервьон и представляет собой удивительное зрелище: его часто сравнивают с футуристическим космическим кораблем необычной формы. Бесконечные плавные изгибы, которые так любит Гери, отражают свет и создают эффект волнового движения. Центральное помещение музея — огромный атриум, который по форме напоминает цветок. Благодаря стеклянным стенам он всегда наполнен светом. Основными материалами для строительства стали песчаник и титан.
5. Танцующий Дом, Прага
После бомбардировок Праги во время Второй мировой войны множество зданий было разрушено. По соседству с одним из разрушенных домов жил будущий президент Чехословакии, а затем Чехии Вацлав Гавел. В 1994 году по его поручению на этом месте началось строительство нового дома. Архитекторами проекта стали Владо Милунич и Фрэнк Гери. На месте бывшего здания в стиле неоклассицизм решено было построить дом, который по внешнему виду отражал бы события «бархатной революции». Так появился Танцующий дом, он стал символом окончания тоталитаризма. Здание получило свое название благодаря башням, напоминающим знаменитые фигуры танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Они сделаны из камня и стекла. Каменную башню увенчал купол с конструкцией из металлических труб, покрытых сеткой из нержавеющей стали. Сегодня здание открыто для посетителей, в нем находятся офисы, отель, галерея, смотровая площадка, ресторан.
6. Парк ла Вилетт, Париж
Именно с этим проектом Бернард Чуми выиграл архитектурный конкурс 1983 года. Раньше на месте парка находились крупная скотобойня и оптовый мясной рынок. Сегодня Ла Вилетт — третий по величине парк в Париже. Идея создателя в том, чтобы сломать представление о парке как о месте, предназначенном только для расслабления и созерцания. В Ла Вилетт архитектор соединил науку, культуру, разные стили и искусства. В нем множество культурных площадок: театральный квартал, город науки, крупнейший в Европе научный музей, Парижская консерватория и еще три концертных зала, кинотеатр. У парка асимметричная форма, на 55 гектарах расположены разные архитектурные объекты, культурные точки, детские площадки, фуд-корты.
7. Пожарная станция Vitra, Вайль-на-Рейне
В 1981 году на заводе мебельной фабрики Vitra произошел пожар. Для разработки проекта собственного пожарного депо директор фабрики пригласил Заху Хадид. Так появился первый реализованный проект будущей архитектурной звезды. Несколько лет спустя помещение начали использовать для проведения мероприятий и выставок Музея дизайна Vitra.
Внутри станции несколько пространств для пожарных машин, душевые и раздевалки для сотрудников, а также конференц-зал и мини-кухня. Депо отлито из бетона и больше напоминает скульптуру, чем здание. Здание характеризуется четкой геометрией, выверенными линиями и практически полным отсутствием цвета.
Деконструктивизм в интерьере
Один из главных признаков деконструктивизма в интерьере — отступление от привычных правил дизайна. Как в архитектуре, деконструктивистское помещение наполнено геометрией, необычными формами, вещами без выраженной функциональности. Обычно деконструктивистские пространства выглядят футуристично и максимально неожиданно.
Основные черты такого стиля в интерьере:
- композиция с несочетаемыми элементами дизайна;
- асимметричное размещение декоративных предметов;
- искажение геометрических форм конструкций (например, U-образные арки, слегка заваленные набок);
- использование ломаных и пересекающихся линий в оформлении помещений;
- смешение различных фактур: бетон, дерево, стекло, пластик, металл;
- необычная форма мебели;
- нестандартная конструкция потолков.
Комментарий эксперта
Андрей Секерин, руководитель студии дизайна интерьеров SmartRoom:
— Деконструктивизм — это стиль-протест, бунтарство против традиционной архитектуры и конструктивизма.
Такой интерьер в квартире/доме характеризует его обитателя либо, если это общественное пространство, отражает какую-то идею, смысл. Деконструктивизм — про возможность заявить о себе, ломая привычные шаблоны, заявляя протест. Такой подход перешел из архитектуры в интерьер, сохраняя максимальный индивидуализм. Каждый проект в этом стиле не похож на другие.
Деконструктивизм — это вызов современным технологиям. Сложность формы заставляет конструкторов и архитекторов внедрять новый подход к проектированию. Асимметрия форм, острые углы, ломаные черты, искажение пропорций — тяжело представить цельную форму объекта. Что касается цветового оформления — это несочетаемые цвета и другие смелые решения.
Сложные конструкции сильно утяжеляют пространство, если оно не общественное. Чаще всего в частных интерьерах встречаются отдельные элементы деконструктивизма. Возможно применение стиля в мебели, декоре.
Для общественного помещения этот стиль более уместен, чем для личного. Особенно если у него большая площадь. Там это выглядит более эффектно.