Таблица: «Авито Недвижимость»
На вторичном рынке Подмосковья цены на большую часть объектов сейчас завышены, предложение часто не соответствует современным требованиям покупателей, считает руководитель аналитического центра риелторской компании «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. Он также отметил, что на первичном рынке наблюдается дефицит предложения: новых лотов появляется слишком мало, чтобы удовлетворить спрос. Наиболее интересные лоты раскуплены, на рынке скапливается неликвид. Из-за серьезного сокращения экспозиции стоимость объектов растет, отметил Таганов.
По данным «Инком-Недвижимости», домики в стареньких подмосковных СНТ (садовые некоммерческие товарищества) можно найти за 3–5 млн руб., дома без отделки в экономсегменте стоят 8–15 млн руб. Дома под ключ в экономсегменте — от 15 млн руб. и выше. Стоимость зависит от направления и удаленности от МКАД.
Спрос вырос
Спрос на покупку загородных объектов в Московской области растет, единогласно утверждают эксперты. Просмотры объявлений по покупке подмосковной недвижимости в первом квартале 2022 года выросли на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уточнил Хахулин. Быстрее всего, по его словам, набирали популярность дома и дачи: +29% и 27% к показателям прошлого квартала соответственно, при этом интерес к коттеджам за год снизился на 1%, а к таунхаусам — на 18%.
Аналогичную ситуацию зафиксировали в риелторской компании «Миэль». «Количество звонков с запросами на покупку в феврале 2022 года выше, чем в феврале 2021-го, на 30%, в марте текущего года — на 24% выше, чем годом ранее. Весна всегда влияет на увеличение спроса. Особенно по сравнению с прошлым годом вырос спрос на земельные участки (+5–7%). Возможно, это связано и с геополитическими событиями. Покупатели выбирают такой способ «припарковать» свои сбережения», — рассказала главный аналитик «Миэль» Екатерина Бережнова.
При этом спрос на новые дома на первичном рынке по итогам первого квартала почти не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но поменялся тренд, уточнила Бережнова. По ее словам, клиенты почти перестали интересоваться домами под отделку, всем нужен дом под ключ. Это объясняется растущими ценами на материалы для ремонта, отметила эксперт.
На увеличение покупательской активности в первом квартале повлияли не изменения экономической ситуации, а приближение дачного сезона, полагает руководитель «ЦИАН.Аналитики» Алексей Попов. «На загородном рынке Подмосковья, в отличие от рынка городской недвижимости, рост ключевой ставки 28 февраля не привел к всплеску активности. Население стремилось сохранить свои сбережения в более доступном и более ликвидном сегменте — городских квартирах. Спрос на загородном рынке поддерживался традиционными сезонными изменениями и не был связан с последними событиями», — уверен эксперт.
Прогноз
Аналитики прогнозируют возможный рост стоимости загородных объектов и увеличение покупательской активности этим летом, однако все будет зависеть от экономической ситуации в стране. «В 2022 году мы ожидаем умеренного роста цен предложения на уровне чуть ниже инфляции. С одной стороны, продолжение тренда на увеличение средних цен определяется недостатком качественных объектов (все разговоры об интересе девелоперов к загородному рынку после пандемии не материализовались в значимый объем проектов) и повышением цен на строительные материалы. С другой стороны, снижение доходов населения и высокие ставки по ипотеке не будут способствовать росту фактического спроса», — подчеркнул Алексей Попов.
Однако в «Инком-Недвижимости» прогнозируют высокий спрос на загородные объекты из-за невозможности граждан поехать в отпуск за границу. Неопределенность также повлияла и на девелоперов — выход новых проектов приостанавливается до прояснения ситуации, однако высокий спрос может сыграть свою роль и крупные застройщики все-таки выведут на рынок новые объемы предложения, считает Таганов. По его мнению, в этом случае увеличение экспозиции будет способствовать снижению цен на загородную недвижимость.
«Сложно давать прогнозы в нынешней ситуации. Вспомнился анекдот про альпинистов: один из альпинистов сорвался, второй ему кричит: «Руки целы?» — «Да». — «Ноги целы?» — «Да». — «Так поднимайся!» — «Не могу, я еще лечу». Так вот, мы пока летим. Где будет точка падения, мы не знаем. Сохранится ли в этой точке необходимость у потребителей покупать? Смогут ли они покупать? Однако, учитывая, что во многих направлениях закрыты границы, поменявшийся менталитет после пандемии и желание многих людей иметь свою землю, чтобы хотя бы картошку в сложные времена выращивать, — эти факторы будут поддерживать спрос в загородном сегменте», — резюмировала старший юрисконсульт офиса «Сущевский» сети «Миэль» Татьяна Ананьева.