Как импортозамещение отразится на сроках строительства и стоимости жилья
Экономические санкции не обошли стороной и рынок строительства жилья и отделки — ушли некоторые иностранные бренды, часть зарубежных компаний заморозила продажу в России строительных материалов и оборудования. В результате российские застройщики вынуждены искать замену иностранным материалам и технике в России или дружественных странах, выстраивая новые логистические цепочки.
Вместе с экспертами разбираемся, как импортозамещение отразится на сроках ввода новостроек и их стоимости.
Импортозамещение в строительстве жилья
Объем импорта из недружественных стран ежегодно составляет около $150 млрд, более $27 млрд — это тот импорт, который является критическим для всех отраслей народного хозяйства, рассказал старший вице-президент блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес» Сбербанка Владимир Ситнов на конференции по жилой недвижимости «Время изменений: господдержка и новые возможности». «Если его не будет, то это повлечет серьезные последствия для ВВП, логистических цепочек, непрерывности некоторых экономических циклов», — отметил банкир.
Строительная отрасль тоже импортозависима, многое необходимое доставляется из-за рубежа — от лифтового оборудования до программного обеспечения, в котором работают BIM-технологии, привел примеры Ситнов. По его словам, Сбербанк провел опрос среди своих клиентов, посвященный импортозамещению в строительстве жилья и его последствиям, и большинство респондентов (почти 70%) считают, что изменение логистических цепочек поставок импортных материалов и оборудования увеличат сроки ввода действующих проектов на три — шесть месяцев и поднимут их стоимость. Почти 20% полагают, что это никак не скажется на стоимости и сроках строительства ввиду незначительной доли импортного оборудования в структуре себестоимости. Оставшиеся надеются, что возможно будет уменьшить себестоимость, поскольку импортное оборудование и материалы можно будет заменить на российские аналоги.
При этом большинство респондентов считают, что последствия происходящего станут ощутимы в третьем-четвертом кварталах 2022 года, когда опустеют склады запчастей для отдельных видов техники, которые нельзя будет завезти параллельным импортом.
Идет перестройка процессов и логистики
Пока застройщики и отрасль находятся в состоянии, когда импортзамещение — это еще не проблема. Глобальные изменения в этой части отрасль ощутит в конце года, считает заместитель гендиректора строительной компании «ЛенРусСтрой», которая специализируется на строительстве жилья комфорт-класса. Компания сейчас работает на старых запасах, меняя финансовые модели в зависимости от изменения стоимости материалов и оборудования.
«Часть продукции и оборудования мы замещаем с рынков так называемых дружественных стран, по части — меняем логистику. Мы приостанавливали поставки на полтора месяца, пересматривали цены. Рост стоимости по некоторым позициям составлял 30–50%. При этом на общей себестоимости это отразилось в повышении на 15%. Примерно на столько же еще может вырасти себестоимость», — сказал Максим Жабин. «В целом по текущим проектам мы не наблюдаем значительного изменения в логистике поставки материалов и оборудования, но пока фиксируем изменение стоимости», — добавил он.
Похожую точку зрения высказал гендиректор «Дарс девелопмент» (специализируется на строительстве жилья классов стандарт и комфорт в регионах России) Дмитрий Рябов. По его словам, компания оперативно заменила продукцию, которая шла из недружественных стран, на продукцию из дружественных стран или российские аналоги. «Сегодня какого-то критического состояния по срокам ввода мы не видим. Увеличиваются сроки поставок, поэтому нужна более плановая работа от всех девелоперов. Нужно перестраивать процессы, какие-то материалы заказывать заранее», — добавил Дмитрий Рябов.
Позиции, которые сложно заменить
По оценкам компании Ravion, доля иностранных материалов, используемых в общем объеме строительно-монтажных работ российских проектов, не превышает 10%. ГК «ПИК» оценивал долю импорта в строительстве жилья еще ниже — на уровне 5%. Однако в высокобюджетном сегменте этот показатель может достигать 50%.
Позиции, по которым могут возникать проблемы с импортозамещением, есть и в массовом сегменте: их будет сложно заменить на аналоги. Например, это высокотехнологичное оборудование — электрооборудование, электрощиты, вентиляционные системы, привел примеры Максим Жабин. «Есть российские аналоги, но у них хромает история с автоматизацией и программным обеспечением. А без этих позиций фактически невозможно полноценное функционирование жилого дома», — отметил девелопер. То же самое касается BIM-технологий, без них невозможно управлять себестоимостью в режиме реального времени.
По словам Жабина, если не найти замены этим вещам, то придется возвращаться к старым технологиям, что в свою очередь приведет к перепроектированию и к удлинению инвестиционных сроков проектов. «Поэтому очень важный фактор — высокотехнологичное оборудование в строительстве, и на этом нужно акцентировать внимание», — отметил эксперт.
Спрос и качество важнее
Критически важным в вопросе импортозамещения замглавы «ЛенРусСтрой» назвал сохранение качества строительства жилья. «Если сегодня девелоперы будут идти по пути снижения себестоимости за счет качества, то потенциальные покупатели уйдут в еще более выжидательную позицию. Поэтому лучше меньше строить по объему, но не снижать качества», — добавил он.
По мнению Дмитрия Рябова, существенных изменений по качеству строительства жилья в результате импортозамещения не должно произойти. «Мы сделали анализ, который показал, что замены, которые мы провели, практически равнозначны по качеству в нашем сегменте жилья. Есть какие-то нюансы. Например, лифты Otis мы поменяли на турецкие или российские. Но покупатель примет эти замены», — добавил девелопер.
В текущих условиях куда более важным является вопрос не столько импортозамещения, сколько покупательского спроса и работа над себестоимостью, подчеркнул Дмитрий Рябов. «Например, в апреле по сравнению с мартом у нас было падение в шесть раз, от среднего нашего месяца — снижение в три раза», — привел данные по продажам девелопер.
По его словам, в 2022 году компания планировала повышать цены на 10–12% от среднегодовых цен прошлого года. Но такой рост цен уже произошел в первом квартале. Увеличение могло быть и сильнее, если бы не упала в цене арматура, пояснил гендиректор «Дарс девелопмент». До конца года цены могут вырасти еще на 10–12%, но второй квартал может пройти без повышения, допустил застройщик. «Мы в каждодневном режиме ведем работу над себестоимостью. Потому что текущий рост себестоимости в 10% при текущем спросе критичен», — добавил он.
Как ускорить процесс
Есть несколько путей решения вопроса импортозамещения в строительстве, говорят эксперты. Первое — найти то, что раньше импортировалась из недружественных стран, в других странах и выстроить новые логистические цепочки. Второе — перейти к стимулированию и финансированию локальных производств, которые будут развиваться на территории России.
По мнению Максима Жабина, чтобы ускорить процесс импортозамещения, необходимо вести параллельный импорт и развивать сектор высокотехнологичного оборудования в России. «Любой кризис — это системная работа, должна быть еще определенная дисциплина и выверенная стратегия в долгосрочной перспективе», — добавил он. В краткосрочной перспективе вопрос параллельного импорта закроет проблему, согласился Дмитрий Рябов. «В долгосрочной перспективе импортозамещение — это вопрос государственной политики. Предприниматели, которые будут открывать производства в России, должны быть защищены протекционистскими мерами», — сказал он.
Официальная позиция
В марте вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил, что строительная отрасль России готова к импортозамещению, так как доля импорта в дорожном строительстве составляет 5%, а в жилом — не превышает 8–10%. Те строительные материалы, которые невозможно будет заменить российскими аналогами, планируется замещать за счет поставок из Китая, Индии и других азиатских стран, которые не ввели санкции. Сотрудничество с китайскими поставщиками на тот момент уже началось.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, строительная отрасль столицы почти полностью независима от внешнего рынка, обладает запасом прочности на несколько лет вперед и готова к любым сценариям. Мэр отметил, что основные материалы на стройках Москвы российского производства, а транспорт и оборудование в основном закупаются на заводах России и Белоруссии.