Архитектор Хундертвассер: философия, стиль и 5 знаменитых зданий
Архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году, а к середине века работы экстравагантного австрийца уже были известны по всему миру. Противник прямых линий, любитель улиток и автор идеи о третьей коже: рассказываем, что построил Хундертвассер и какого архитектурного стиля он придерживался.
Эксперты в статье:
- Николай Фанеев, главный архитектор проектов архитектурной студии IND architects
- Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»
Кто такой Фриденсрайх Хундертвассер
Фридрих Штовассер — таково настоящее имя архитектора — нарисовал свой первый рисунок, когда ему было пять лет. Фридрих посещал школу Монтессори, любил природу, собирал засушенные растения и цветные камешки.
Денег в семье было немного, поэтому обучение в школе продлилось около года. Мать Фридриха была еврейкой и, спасая сына от нацистских преследований, заставила его перейти в католичество и определила в гитлерюгенд. Штовассер так и не получил базового художественного образования, хотя некоторое время учился в Венской академии изящных искусств. Большое влияние на него оказало творчество экспрессионистов Эдмона Шиле, Вальтера Кампманна, Густава Климта, Пауля Клее.
В конце 1940-х Штовассер решил поменять имя: обнаружив, что первая часть его фамилии в славянских языках означает числительное «сто», он перевел его на немецкий и стал Хундертвассером. Вторая часть «вассер» («вода» в переводе с немецкого) осталась неизменной. Художник и архитектор очень любил эту стихию и вдохновлялся ей. К имени Фриденсрайх он пришел последовательным путем: сначала изменил Фридриха на Фредерика, затем стал Фридерейхом и только к 1961 году появился окончательный вариант. В переводе с немецкого «Фриденсрайх» буквально означает «богатый миром».
Архитектор много путешествовал и всегда выходил за рамки традиционных представлений о работе художника и архитектора. У него не было собственной студии, он сам изготавливал краски и работал с разными материалами, не любил прямые линии, но обожал спирали.
Хундертвассер впечатлял публику не только своими решениями, но и поведением, внешним видом. Он несколько раз зачитывал свои манифесты перед аудиторией обнаженным, всегда ходил в разных носках и сам придумывал себе одежду.
Фриденсрайх избегал причислять себя к каким-либо направлениям в искусстве, предпочитая разрабатывать собственные теории и быть собой. Среди его знаменитых работ — Дом Хундертвассера, Мусоросжигательный завод (Австрия), Лесная спираль (Германия), Зеленая цитадель (Германия), Дом Рональда Макдональда (Германия) и другие.
Философия Хундертвассера в архитектуре
В живописи и архитектуре Хундертвассер придерживался только своих оригинальных взглядов, не оглядываясь на работы других. Он стал автором множества теорий, которые шокировали общественность и вызывали вопросы у коллег. Фриденсрайх любил природу: он был категорически против бездумного строительства и призывал как можно меньше вредить окружающему миру. Отдельными лейтмотивами в его работах всегда были форма спирали, неприязнь к прямым линиям и убежденность в том, что дом для человека — это его отражение, поэтому он должен быть максимально индивидуальным.
Сказал нет прямым линиям
Хундертвассер был убежден, что в природе нет безупречных прямых линий и острых углов. Поэтому они противоречат естественности, натуральности и гармонии. Архитектор избегал их в своих работах, считал, что они вызывают у людей раздражение, калечат психику. В большинстве его произведений все линии плавные. Такая любовь к природе и естественным изгибам роднит Хундертвассера с испанским архитектором Антонио Гауди.
Выступал против рационализма в архитектуре
В 1958 году архитектор выпустил манифест, в котором категорично высказался против рационализма, функциональности и других идей баухауса, конструктивизма, авангарда. Хундертвассер настаивал на том, что строгость и расчет в архитектуре неуместны, в них нет души и индивидуальности. Эпоха прямых линий, разумность строительства, по его мнению, должна уйти в прошлое — в том числе и в массовой застройке. Каждый человек — яркая индивидуальность, поэтому и дом, в котором он живет, и снаружи, и изнутри должен полностью отражать его личность. Хундертвассер считал, что строить может любой человек вне зависимости от наличия диплома. Эти заявления вызывали недоумение, насмешки и возмущение его коллег.
Отстаивал «права» окон
Архитектору также не нравились одинаковые стандартизированные окна в каждом доме. Он считал, что окна должны быть разных размеров, форм, материалов. Позже в своей архитектуре он идеально реализовал свою задумку. По мнению Хундертвассера, человек имеет право разрисовать оконное пространство ровно настолько, насколько может вытянуть руку из окна. Благодаря этому уже с улицы будет видно, что здесь живет яркая индивидуальность.
Сделал деревья «квартиросъемщиками» и посадил «леса на крыше»
Хундертвассер выступал за включение деревьев и другой растительности в интерьер помещений. По мнению архитектора, их рост должен происходить максимально естественно. Поэтому в его идеальных домах деревья растут внутри помещений и их ветви выглядывают из окна, на полу и стенах — мох и другая растительность, на крыше — трава. Наполняя архитектурные сооружения зеленью, мы отдаем дань природе и компенсируем свое вмешательство в окружающий мир, считал Хундертвассер. Его идеальный дом похож на нору хоббита, которая вписывается в природный ландшафт.
Был убежден, что дома — это третья кожа человека
Фриденсрайх придерживался теории, что у человека есть несколько защитных слоев: первый — его кожа, второй — одежда, а третий — жилище. Все они должны регулярно обновляться и меняться. Если этого не происходит, то слой каменеет и умирает.
Считал, что спираль — символ жизни
Полностью отвергая прямые линии и углы, Фриденсрайх Хундертвассер предпочитал спираль. Он считал ее символом жизни и смерти, предполагал, что вся наша жизнь идет по спирали, бывает плохая и хорошая спираль. Первая раскручивается вправо, как нацистская свастика, а вторая — влево. Хундертвассер также был убежден, что идеальная крыша должна быть в форме спирали: если смотреть на нее сверху, то она становится частью природного ландшафта и не нарушает его.
5 знаменитых зданий Хундертвассера
Произведения Хундертвассера узнаваемы, но совершенно непохожи друг на друга. Они сразу выделяются в архитектурном облике любого города и притягивают взгляд.
1. Дом Хундертвассера, Вена
Одной из первых архитектурных работ Хундертвассера стал жилой дом в Вене. В 1977 году мэр города предоставил возможность художнику воплотить в жизнь его идеи. Поскольку у Фриденсрайха не было большого опыта работы, в помощь ему предложили взять архитектора Йозефа Кравину. Они не сошлись во взглядах, но в итоге строительство все же завершилось. Правда, только в 1985 году.
В Вене появился яркий цветной дом с хаотично расположенными окнами разного размера, где деревья растут в квартирах, а крыша покрыта травой и кустарниками. В нем нет прямых углов и линий, коридоры и лестницы неровные и имеют уклон, напоминая лесные тропинки. Гонорар за проект архитектор не взял: лучшей наградой за работу, по его мнению, было то, что на этом месте не построили ничего уродливого.
2. Башня Кухльбауэра, Нижняя Бавария
Башня Кухльбауэр спроектирована Хундертвассером, но начала строительства он так и не дождался. Она находится на территории пивоварни Kuchlbauer в Абенсберге и принадлежит собственнику завода Леонхарду Селекту, который и сделал знаменитому архитектору такой заказ.
Несмотря на то что Фриденсрайх умер еще до начала стройки, сегодня по этому проекту сразу понятно, кто его автор. Красочную башню высотой 34,19 м украшают необычные окна, выделяющиеся пристройки и золотой купол — один из любимых символов архитектора.
Каждая из комнат причудливой формы посвящена ключевому ингредиенту пива и процессу пивоварения. Помещения заполнены витражами и яркими художественными экспозициями, которые связаны с ингредиентом.
3. Вальдспираль, Дармштадт
Строительная ассоциация Дармштадта поручила Хундертвассеру спроектировать жилой комплекс из 105 квартир в районе Бюргерпарк. В нем также есть гараж, киоск и кафе на крыше. Архитектор хотел спланировать его так, чтобы комплекс возвышался на участке в виде лесистой спирали. Высота девятиэтажного дома 41 м, его крыша покрыта зеленым массивом.
Фасады Хундертвассер спроектировал как аллегорию слоев земли, которые откладывались на протяжении миллионов лет. Каждое из более чем 1 тыс. окон Вальдспирали уникально по своему дизайну, а двери и окна украшают разные по стилю ручки. Некоторые апартаменты оформлены в стиле Хундертвассера и отделаны красочной плиткой в ванной и на кухне, что характерно для его работ.
Сергей Никешкин:
— Здание начали строить в 1998 году, а закончили через два года, уже после смерти Хундертвассера. В доме 105 квартир. На верхних этажах расположены рестораны, кафе и бар. Во внутреннем дворе есть игровая площадка и небольшой искусственный пруд. Здание U-образной формы — воплощение авторской идеи об идеальной форме, в своих работах архитектор часто использовал спираль, называя ее символом развития. Уникальности фасаду придают разноразмерные окна, которые не придерживаются единой линии, а как бы танцуют. Покатая крыша засажена травой, деревьями и кустарниками. У здания нет прямых углов. Также использованы типичные для работ архитектора позолоченные купола.
4. Дом Хундертвассера, Плохинген
С 1985 по 1990 год архитекторы Хайнц М. Шпрингманн и Зигфрид Кальтенбах планировали строительство жилья на Маркштрассе Зюд в Плохингене. Их решением для района, расположенного на транспортной развязке, был комплекс с внутренним двором и магазинами. По просьбе мэра и спонсора строительства Хундертвассера пригласили спроектировать внутренний двор.
Архитектор согласился при условии, что он оформит весь внутренний двор, включая фасады, как единое целое. Хундертвассер превратил прямолинейный фасад в органичный, изменив форму и расположение окон и устранив систему решеток, которая была там раньше. С помощью башни, которую он добавил к комплексу, дом стал выделяться на фоне других. Кроме того, Хундертвассер спроектировал еще два входа и ворота. В городе появилась новая достопримечательность, которую можно увидеть с автострады и из окон проходящих мимо поездов.
5. Мусоросжигательный завод Шпиттелау, Вена
Здание впервые было построено в конце 1960-х годов, но нуждалось в капитальном ремонте после пожара в 1987 году. Это оказалось подходящим моментом, чтобы сделать из мусоросжигательного завода произведение искусства.
Хундертвассер сначала не хотел браться за эту работу, но затем все-таки согласился — при условии, что завод будет причинять минимум вреда экологии.
Цветная плитка, плавные, волнообразные линии, живые растения, интегрированные в дизайн, дымоход, увенчанный золотым шаром, — стиль, формы и цвета здания повторяют типичный почерк Хундертвассера.
Сергей Никешкин:
— Завод был построен в 1971 году. Помимо утилизации мусора, он питает энергией центр Вены. В 1987 году здание завода сильно пострадало во время пожара, в результате его решили реконструировать. Проект поручили Хундертвассеру. Условиями его работы было оснащение завода современным оборудованием, чтобы снизить до минимума вред от мусоросжигания, и введение в городе раздельного сбора мусора. Архитектура легко узнаваема — асимметричные окна, яркий разноцветный фасад, золотые шары на трубах, откуда выходит отфильтрованный воздух. В самом большом куполе на трубе расположены датчики мониторинга выбросов.
Николай Фанеев, главный архитектор проектов архитектурной студии IND architects:
— У Хундертвассера было уникальное восприятие мира и собственный стиль, лишенный стереотипов в области методологии, образов, мастерства и прочего. Его метод заключался в том, чтобы все пропустить через себя. На этот подход во многом повлияла его непростая судьба: будучи евреем, он находился в нацистской Германии и был вынужден делать все, чтобы не вызывать к себе подозрений. Это отразилось на его личности, и, вероятно, сложная судьба стала началом и его сложного стиля — смеси абстракционизма и модернизма. Его художественный язык хорошо виден как в живописи, так и в архитектуре, и, что немаловажно, в обоих этих направлениях прослеживается единство его подхода.
Хундертвассер не имел специализированного архитектурного образования, однако это не помешало ему обрести интересный взгляд на мир: он считал, что прямой линии не существует в природе и что это явление не естественно. Он противопоставлял себя школе Баухауса и функционализму, который активно применялся до Второй мировой войны и после, он не разделял утилитарный подход к архитектуре, где все параллельно и перпендикулярно.
Он начал выражать себя через живопись: в ней можно найти дома, которые похожи, скорее, на что-то живое, нежели на ультимативные постройки. Этот подход проявился позже и в архитектуре, в которой ярко прослеживается разнообразие формы и текстуры, полное отсутствие прямой линии. Также его особенностью было то, что он призывал всех создавать материалы для творчества — предлагал художникам самим делать краски для работы, а не использовать фабричные. Это тоже олицетворение его подхода — он не работал с заводскими красками, как не хотел использовать и готовые образы. Он создавал мир вокруг, который видел по-своему.
Высадка деревьев, активное озеленение города, по мнению Хундертвассера, могли нивелировать тот вред, который человечество приносит природе. Экология занимала очень важное место в его работе. По его мнению, здоровое общество, в отличие от современного, должно интересоваться природой и ставить ее на первое место. Ему не нравился урбанизм, и он считал, что город должен представлять из себя синтез природы и архитектуры.
Хундертвассер схож с Гауди свободой форм и отсылкой к природным мотивам, но, на мой взгляд, они говорили все же на разных языках. Гауди был больше архитектором, в то время как Хундертвассер в первую очередь был живописцем, который стал создавать тот материальный мир, который когда-то писал.
Его проект — смелые, яркие и узнаваемые архитектурные высказывания. Они делают мир многогранным. Художник смело работал со светом, и его архитектура вдохновляет на большую свободу самовыражения, поскольку каждый дом — манифест его взглядов, которые он не боялся транслировать.