«Архитекторы и девелоперы смогут переключаться между реальностями»
Одним из главных камней преткновения во взаимодействии между архитектором и девелопером всегда было единое понимание образа конечного результата, который сложно четко спрогнозировать. Казалось бы, еще относительно недавно чертежи и эскизы уступили свое место 3D-схемам, рендерам, но быстро выяснилось, что и они не всегда дают полновесной и одинаковой картины будущего проекта для всех его участников. И тогда на помощь архитекторам и девелоперам неожиданно пришли игровые технологии. Они оказались способны объединить мир геймдева (GameDev, от английского games development — «разработка игр». — Прим. ред.) и архитектуру, и этот момент стал поворотным для организации процесса согласования проектов. Реальная архитектура обрела новую многомерную жизнь в виртуальном пространстве.
Технологии виртуальной и дополненной реальности сначала набрали популярность в игровой среде, где стали новым способом погружения в цифровые миры. Перспективы новой технологии были протестированы при помощи первого поколения устройств для VR — Oculus, Google Glass и других. Но все же их пик популярности довольно быстро сошел на нет, а пилотные модели гаджетов стали нишевым продуктом для относительно небольшой аудитории и узкого круга задач.
Нестандартно использовать технологию начали и девелоперы с риелторами, которые сделали ее инструментом показа объектов клиентам. Впрочем, и в данном случае, по большей части, все это превратилось в банальный маркетинговый ход, а не действительно востребованный и эффективный бизнес-продукт. Сейчас почти в каждом офисе можно найти пылящиеся старые шлемы или очки, которые в свое время так и не заменили привычные макеты жилых комплексов.
Благодаря архитекторам технология может оказаться более применимой, чем полагали ее создатели. Процессы цифрового моделирования игровых пространств и реальных архитектурных проектов практически идентичны. Это позволило перейти на качественно новый уровень взаимодействия с партнерами, заказчиками и различными командами проекта.
Некоторое время назад застройщики стали активно применять технологию AR — дополненной реальности, которая подразумевает возможность посмотреть через экран планшета или смартфона со специальным приложением на тот или иной объект по QR-коду. Это оказался действительно удобный инструмент, когда речь идет о визуализации и понимании общей картины или, к примеру, работ на конкретном фасаде.
Кардинально и даже революционно ситуация поменялась после того, как на рынке появилось новое поколение VR-устройств, отличающихся компактностью, высокой автономностью работы и большим разнообразным функционалом. Разработчики, создавшие их, совершили гигантский технологический скачок, а архитекторы, инженеры и строители использовали прогресс для того, чтобы на практике совместить цифровую среду с реальной.
Уже сейчас VR позволяет глубоко погрузиться в проект и оценить его глазами архитектора, который со своей стороны доносит полноценную картину будущего здания заказчику. В масштабе 1:1 можно прогуляться по этажам, оценить пропорции и эргономику помещений, собственное положение в пространстве и зонирование. Если пойти дальше, то при необходимой детализации даже погрузиться отделку помещений будущего жилого или коммерческого объекта.
При этом внутри созданной модели в зависимости от используемого софта есть возможность вносить корректировки в геометрию сооружения, менять конфигурацию и параметры в реальном времени, использовать различные уровни детализации. На практике это позволяет сразу же внутри цифрового мира оставлять «заметки», на этапе согласований добиться максимального понимания того, каким объект будет по окончании стройки. Экономия денег на возможных ошибках существенная, но главное — это четкая картинка в головах всех участников таких проектов — инвесторов, архитекторов, проектировщиков, строителей.
VR-мир позволяет трансформировать среду и проводить совещания внутри цифрового объекта, синхронизировать его с реальным прогрессом в стройке и объединять всех участников процесса вне зависимости от того, в какой точке мира они находятся. Подключаться к любому этапу работы и вникать в него можно легко и практически мгновенно, что экономит огромное количество времени. Сейчас данная работа все еще требует определенной сноровки и продвинутых навыков, наличия оборудования, ПО. Но логика развития событий указывает на то, что довольно скоро все эти процессы станут такими же простыми и интуитивно понятными, как обычное включение компьютера.
Технология и практика применения уже реальны: Herzog & de Meuron давно работают в поле дополненной реальности, а также создают целые арт-выставки, как, например, SongEun Art, в рамках которой с помощью VR показаны этапы возведения зданий. Еще один способ применения — образование. Компания Fologram, которая объединила рабочий и образовательный процессы в виртуальном пространстве с помощью очков HoloLens на примере конструирования стального павильона. Этот пример стал популярным за счет привлечения людей без специального образования для работы над проектом. Пошаговый план действий и хорошая визуализация помогли группе любителей создать павильон Woven Steel всего за три дня, даже несмотря на непростую геометрию объекта.
Наше бюро работает с VR-технологиями уже больше года. Работа устроена так, что каждый участник команды может использовать оборудование и программный комплекс на любом из этапов проекта. Мы создаем и меняем концептуальные формы, детализируем их, проводим интеграции решений, изучаем потенциальные ошибки, чтобы исключить их еще на этом этапе.
Современный VR-инструментарий в разы облегчает работу по внедрению объектов в окружение и симуляции его жизни. Но главное — работа бюро в контексте VR не увеличивает сроки проектирования. Застройщик получает всю документацию в стандартном и понятном виде, но также параллельно может воспользоваться и виртуальным дубликатом. В случае реализации технически сложных проектов этот фактор будет играть ключевую роль.
Если заглянуть немного в будущее, то очевидно, что потенциал данного направления и в творческом, и в бизнес-контексте огромен. Речь идет как о проектировании реальных объектов, так и о создании новых миров в цифровых метавселенных. Кроме того, прослеживается и огромный потенциал в работе с цифровыми двойниками зданий, которые в дальнейшем могут стать полноценной базой для оцифровывания городских объектов. Применение не ограничивается только проектированием, а переходит еще и в плоскость эксплуатации объектов, объединяет различные системы воедино и создает визуальную и понятную цифровую конструкцию.
Наиболее вероятно, что в недалеком будущем архитекторы и девелоперы смогут легко переключаться между реальностями, а разработка концепций и процессы согласований станут гораздо быстрее и эффективнее.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»