Как оформить доверенность на представление интересов собственника жилья
Собственник имеет право письменно уполномочить другое лицо представлять его интересы перед управляющей компанией многоквартирного дома или подавать от его имени документы в МФЦ и другие организации. С помощью экспертов рассказываем, как правильно оформить такую доверенность и какие пункты в ней обязательно должны быть.
Когда нужна доверенность
Обычно доверенность оформляется, когда с квартирой необходимо совершить те или иные юридически значимые действия, а собственник не может присутствовать при этом по состоянию здоровья или по другим причинам, говорит юрист направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров юридической группы «Совет» Тимур Фатыхов. Другой вариант — супруги договорились, что всеми вопросами с недвижимостью в семье занимается один человек. И тогда, например, жена делает доверенность на мужа, чтобы по всем вопросам управления недвижимости им не приходилось посещать государственные и частные структуры вместе.
Случается, что собственник жилья уезжает на время за границу и выдает доверенность управляющему, который будет заниматься всеми делами и представлять его интересы в различных органах власти и самоуправления. Ст. 161.1 Жилищного кодекса также предусматривает возможность выдачи собственником такой доверенности на имя председателя совета многоквартирного дома, добавляет руководитель Saunin Law Practice, адвокат Андрей Саунин.
В какой форме должна быть написана доверенность
По общим правилам оптимальный вариант — это нотариально заверенная доверенность. Также доверенность может быть заверена руководителем предприятия, где работает доверитель, или руководителем управляющей компании дома, в котором живет собственник, объясняет Тимур Фатыхов. Эксперт рекомендует во всех случаях оформлять доверенность именно у нотариуса. Дело в том, что в некоторых случаях персонал управляющей компании может не знать о возможности оформления доверенности иным образом и неправомерно отказать. А нотариально заверенная доверенность сразу подтвердит полномочия представителя, добавляет Фатыхов.
По словам экспертов, при процедуре оформления доверенности лично обязан присутствовать только доверитель. Нотариус удостоверится, что гражданин в здравом уме и по собственной воле делегирует свои права, после чего вместе с доверителем подпишет доверенность. В том случае, если человек не в состоянии посетить нотариуса лично, можно пригласить его на дом. Нотариуса можно выбрать из реестра города, где проживает доверитель. При этом не имеет значения, в каком районе или округе города тот работает.
Какие документы понадобятся:
- документ, удостоверяющий личность собственника квартиры (доверителя);
- документ, удостоверяющий личность доверенного лица;
- правоустанавливающие документы на доверяемую квартиру.
Что должно быть указано в доверенности:
- наименование документа (доверенность);
- дата составления доверенности, без даты документ не имеет юридической силы (ст. 186 Гражданского кодекса);
- личные данные сторон — фамилия, имя, отчество, адрес по прописке, а также данные гражданского паспорта;
- полномочия (необходимо перечислить, какие действия может исполнять доверенное лицо);
- срок действия. Если он не указан, доверенность будет действовать в течение года с даты ее выдачи;
- подпись доверителя.
Содержание доверенности зависит от целей доверителя. Можно указать как общие полномочия по представлению интересов гражданина в любых инстанциях и совершению всех необходимых действий для защиты его интересов, так и специальные полномочия только по представлению интересов в конкретной организации: управляющей компании, ЖЭКе или многофункциональном центре. Доверенность можно также выдать на какое-то конкретное действие, например только на голосование на общих собраниях собственников помещений, разъясняет Тимур Фатыхов.
Полномочия доверителя:
- наделяет представителя конкретными полномочиями;
- вправе в любое время аннулировать доверенность;
- принимает полученное представителем в ходе исполнения обязательств по доверенности. Например, выписку из домовой книги, документ из МФЦ и т. д.
Полномочия доверенного лица:
- выполняет действия, прописанные в доверенности;
- передает доверителю все полученное в ходе исполнения обязательств: выписки, документы и т. д.;
- информирует представляемое лицо о ходе исполнения обязательств;
- по окончании срока действия доверенности возвращает ее доверителю.
Тимур Фатыхов, юрист направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров юридической группы «Совет»:
— В том случае, если собственник оформляет доверенность на своего супруга, он может использовать генеральную доверенность. В то же время если доверенность выдается постороннему, то лучше прописывать только конкретные полномочия, например на подачу и получение документов. Целесообразным также будет максимально конкретизировать такие полномочия и прямо указать, какие конкретно документы сможет получать доверенное лицо и в каких структурах имеет право представлять интересы собственника.
Читайте также:
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»