Антон Финогенов, ДОМ.РФ: «Люди разобрались, что хорошо и что плохо»
Директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов рассказал в интервью «РБК-Недвижимости» об идеальном регионе для ренессанса градостроительства, о требованиях людей к благоустройству и о том, как сделать работу программы КРТ максимально эффективной.
— Этот год стал для вас важной вехой — в том числе потому, что вы впервые разработали огромный проект: мастер-план целой республики — Чечни. Расскажите, что это за проект, в чем его сложность, как вы работали.
— Чем больше объект планирования, тем больше требуется управленческих усилий и тем сильнее должны быть административные вертикали. Проект в Чечне по масштабам можно сравнить с советскими схемами планирования — в обоих случаях пришлось объединять для работы сразу несколько направлений, не только градостроительное и экономическое, но и, например, вопросы демографии, экоустойчивости и мелиорации.
Исторически сложилось, что работа в Чечне связана с глобальными изменениями в сжатые сроки. Вспомним хотя бы восстановление Грозного и других городов, где одновременно строились дороги, здания, объекты инфраструктуры, шли подключения к газу. В результате республика во многом опередила соседние регионы: лидирует в рейтингах благоустройства, инфраструктурного обеспечения. И сейчас Чечня готова к следующему шагу в своем развитии, именно поэтому она стала пилотным проектом разработки мастер-плана для целой республики.
Еще одна причина — необходимость удержать и подготовить растущее население: в Чечне самая высокая рождаемость в стране, но при этом дефицит квалифицированных рабочих мест. Очевидно, что в регионе требуется создавать места приложения труда, чтобы люди не уезжали на работу в мегаполисы и сохраняли свою идентичность и культуру. Следствием этого станет в том числе повышение пополняемости налоговой базы.
— Какие сферы можно задействовать, чтобы добиться этих целей?
— Мы предлагаем решения в образовании и сельском хозяйстве — это запуск крупных проектов, связанных, например, с орошением. Такие меры помогут полностью восстановить систему, работавшую в советское время, добавив современные сельскохозяйственные технологии, и обеспечить рабочими местами сельское население. Важной частью является развитие кампусов профтехобразования в сельском хозяйстве. Это уже давно не та отрасль, к которой все привыкли. Кроме того, нужно развивать логистические мощности, полностью восстановив железнодорожное сообщение. Дополняет этот отраслевой пазл сфера маркетинга, без которой не построить конкурентоспособные локальные бренды продукции. Возможностей очень много, Чечню можно назвать самым удачным регионом для ренессанса экономического и градостроительного планирования и демонстрации результатов уже на горизонте трех-четырех лет.
— ДОМ.РФ работает над мастер-планами и для арктических территорий. Чем вас привлек Север и в чем его специфика?
— Государство всегда создавало на Севере систему дополнительной мотивации для жизни и работы граждан, иначе там просто никто не будет жить, кроме местных локальных сообществ. Так было и в царские времена, и в советскую эпоху, и сейчас, хотя последние 35 лет арктическая система расселения находилась в фазе стагнации. Если 70 лет назад достаточно было забросить на Север военных или ученых-геологов и они как-то сами обустраивались и организовывали быт в период зимовок, то сейчас это невозможно: людям нужно обеспечить комфорт, чтобы они согласились переезжать в тяжелые климатические условия.
Еще одна особенность арктических территорий — необходимость очистки от отходов последних десятилетий: северная природа очень остро реагирует на загрязнение и долго восстанавливается. Здесь высокие экологические риски.
Третье — наличие малых коренных народов, культуру которых важно сохранить. Разрабатывая мастер-планы, необходимо предотвратить общественно-политические конфликты и поддерживать традиционный уклад.
— В каких точках Север совпадает с Северным Кавказом?
— В обоих регионах саморазвитие работает плохо, а значит, особо требуется грамотное пространственное планирование.
— А в чем разница между ними?
— В первую очередь, климатические и культурные условия требуют совершенно разных градостроительных решений. Они же диктуют и экономические условия: на Севере работа чаще организована в вахтовом режиме и требует другой организации логистики и инфраструктуры. Люди разобрались, «что такое хорошо и что такое плохо»
— Какие ключевые результаты можно выделить в рамках проведенного ВЦИОМ социологического опроса «Оценка населением городской среды в РФ» в 2024 году и какие выводы можно сделать?
— Интерес горожан и населения к городскому развитию и благоустройству за последние шесть-семь лет заметно возрос. Люди стали разбираться, «что такое хорошо и что такое плохо», стали требовательнее. Если раньше считалось, что красивый подъезд или двор горожане могут обеспечить себе только собственными силами, то теперь они стали требовать такие дома от городских властей. И хорошо, что появилась такая возможность.
Параллельно формируется и отдельный сегмент рынка, связанный с благоустройством: появляются свои подрядчики, проектировщики и другие специалисты, которые компетентны именно в этой сфере, так как государство сформировало долгосрочный спрос на эти услуги. Таким образом, спрос со стороны горожан и властей породил более качественное предложение. В итоге ситуация в городах меняется, пусть и разными темпами: где-то финансирование позволяет реализовать масштабные изменения, где-то — минимальные, реализуемые «тонким слоем». Где-то бюджет позволяет сделать роскошную детскую площадку и зону отдыха, а где-то — только ровный асфальт и ливневку, но даже эти меры улучшают и развивают городскую среду. В среднем какие-то улучшения ежегодно замечают около 80% населения. Не все довольны темпами, но видят прогресс.
— А что именно нужно горожанам?
— Больше всего людей интересуют изменения около дома. Парадные мегапроекты общественных пространств важны, но в первую очередь людей интересуют озеленение и благоустройство под их собственными окнами и возможность сохранить уличную обувь чистой — то есть важна качественная пешеходная инфраструктура в масштабах всего города.
— Какие тренды благоустройства выглядят сегодня наиболее явными?
— Разнообразие решений и функций: потребности населения растут, требования становятся все более интересными. Если мы говорим о детской площадке, то на ней должно быть несколько зон для разных возрастных категорий: для детей двух — четырех лет, четырех — восьми лет, восьми — одиннадцати лет и для подростков, которые почти перестали посещать такие площадки (в основном, из-за того, что им там скучно).
Люди хотят заниматься спортом — на улице, бесплатно и рядом с парковой зоной.
Все больше людей имеют гибкий график и могут работать не в офисе, а в каком-то общественном пространстве — надо, чтобы оно было удобно расположено и обустроено для использования гаджетов, было стильным и современным, защищенным от осадков. Чтобы рядом были сервисы, но не те, что похожи на рынок или дикий луна-парк из 1990-х. Обеспечить такое пространство можно, сотрудничая с бизнесом, который возьмет на себя сервисные коммерческие функции одновременно с эксплуатационными.
Изменение ожиданий от благоустройства можно пояснить простым примером: какими были требования к функционалу автомобиля производства 1980-х годов и какие они сейчас. Получается, главный тренд на сегодня — изменение дизайна и функциональное разнообразие. Параллельно важно сохранить гармонию и архитектурный код самого города — мы помним о необходимости грамотного обрамления этого кода новым благоустройством.
И наконец, еще один тренд — на экологичность. Горожанам нужно больше озеленения и природных материалов, меньше асфальта в пользу натуральных покрытий. Люди хотят чувствовать себя на природе, а не в каменных городских джунглях.
«КРТ сдвигает маятник частных инвестиций в пользу компактного города»
— Как КРТ меняет тренды городского развития? Что нужно, чтобы проекты КРТ несли новое качество городской среды?
— Начну с ответа на второй вопрос: очень важно работать комплексно, это трудно, но необходимо. Транспортная и социальная инфраструктура должны быть связаны не на словах, а на деле. Именно эта связка привлекает и покупателей жилья — без нормальной транспортной доступности, качественных школ и детсадов (как было 10–15 лет назад) новостройку уже не будут покупать.
Однако власти и девелопмент здесь должны действовать в связке, не полагаясь исключительно друг на друга. КРТ помогает настроить это сотрудничество и снизить возникающие риски для застройщика — в первую очередь речь идет о финансовой нагрузке, поскольку строительство сопутствующей инфраструктуры сложнее, чем строительство жилья. Кроме того, работа в рамках КРТ позволяет делать более прогнозируемые сроки реализации для бизнеса — учитывая, что все стройки теперь на кредитные средства, время — деньги.
Сейчас уже очевидно, что проекты КРТ нужны не только в формате новостроек на окраине, но и в центре города, особенно в «ржавых поясах» старых и не работающих советских промзон. И речь не только о мегаполисах, но и о средних, малых городах. Комплексное развитие помогает избежать ситуации, когда центр выглядит хуже, чем новая застройка. Встречаются и ситуации, когда девелоперские проекты становятся последним шансом сохранить островки культурного наследия или вдохнуть новую жизнь в исторические кварталы, который уже не могут сохраниться без инвестиций. Этот компромисс между бизнес-интересами и охраной наследия необходим, о нем идет разговор уже 30 лет, но пока мало где налажен гармоничный процесс реставрации и реконструкции.
По сути, КРТ — это попытка сдвинуть маятник частных девелоперских инвестиций в пользу контактного города. При таком подходе достигается гораздо больший эффект синергии, чем при простом строительстве «в чистом поле». Тем более дальнейший экстенсивный рост городов в условиях демографического сжатия становится совсем недальновидным. Кто будет учиться во всей многочисленной инфраструктуре школ, например, через десять лет? При этом многие школы с историей, со сложившимся коллективом уже во многих городах могут быть недогружены.
— Что вы считаете основной задачей КРТ?
— Первое: чтобы больше недвижимости появлялось в рамках комплексного освоения территорий, когда одновременно строится и жилье, и инфраструктура. Сейчас актуально думать и о поддержке строительства коммерческой недвижимости, так как в крупных проектах КРТ только сервисы на первых этажах не создадут баланс занятости и не решат проблему все возрастающей транспортной нагрузки на общегородские дорожные каркасы.
Второе: чтобы баланс строительства постепенно сдвигался в сложившуюся городскую застройку и в редевелопмент. Причем вовлекать и бережно приспосабливать под новые виды использования нужно не только дореволюционную застройку, но и замечательные памятники советского модернизма.
— Какие решения и инструменты предлагает ДОМ.РФ регионам для реализации проектов?
— В первую очередь, помощь связана с обучением, методическими рекомендациями, подготовкой эталонных проектов повторного использования — мы подсказываем, как правильно проектировать. Во-вторых, с помощью интернет-платформ мы связываем заказчика с исполнителями-проектировщиками. В-третьих, подсказываем тренды и статистику запросов населения и бизнеса — так, чтобы проект получился актуальным и востребованным. И уже в-четвертых, разнообразные механизмы реализации проектов для регионов.
— Какую роль в развитии города играют образовательные программы? Как поменялись подходы в реализации проектов? Появились ли новые заказчики и подрядчики с учетом образовательных программ ДОМ.РФ?
— Чтобы учесть все вышеперечисленные задачи, нужны специалисты с максимально полным комплексным взглядом на современную урбанистику. Во-первых, они нужны на госслужбе, без квалифицированного заказчика не будет результата. Современным управленцам в сфере городского развития теперь необходимо понимать не только инфраструктурное планирование, градостроительное и бюджетное законодательство, но и разбираться в вопросах социологии, городской антропологии, ландшафтном и экологическом проектировании. Социальная, экономическая, градостроительная структура городов и регионов стала гораздо сложнее за последние 40 лет, чиновники и сами проектировщики должны быть адекватны в своих компетенциях новому уровню сложности объекта управления. Поэтому мы ежегодно готовим примерно поровну чиновников и урбанистов-проектировщиков. Сам процесс обучения очень разнообразный — это и классические лекции, и групповая работа, и выезды в конкретные передовые регионы и за границу. Не менее важно погружать практику в процесс обучения, сопровождать специалистов в проектах новой для них сложности. ДОМ.РФ это делает уже после формального завершения обучения. Благодаря этому мы уже сформировали сообщество профессионалов из более 1 тыс. человек по всей стране. Это выпускники образовательной программы Архитекторы.рф и профильной кафедры РАНХИГС. Из этого сообщества выросли мэры, региональные министры и лидеры проектных компаний.
— Если разрабатывать мастер-планы в потоковом режиме, нет ли рисков, что города будут одинаковыми?
— Мы стремимся к новой сложности планирования. Переходим от логики найти оптимальный формат и его тиражирования к логике обязательного первичного поиска индивидуальных особенностей территории. Грамотный врач всегда полагается на глубокую диагностику каждого пациента и предлагает индивидуальные решения, так и городской планировщик. Поэтому первичная задача мастер-плана — найти индивидуальные проблемы, возможности и уже от них оттолкнуться в проектном решении. Поэтому мы все больше используем не только стандартные статистические данные о территории, но и прогрессивные цифровые инструменты, так называемые «Большие данные» — обезличенные данные мобильных операторов, банков, социальных сетей и геосервисов. Это лучше позволяет понять общество и пространство, которое они формируют вокруг себя.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»