Когда откроют Бирюлевскую линию метро и где будут ее станции
В перспективе ветку могут продлить за старые границы столицы. Не исключено, что она также удлинится и в обратную сторону, в центр города.
Общая информация о Бирюлевской линии метро
Бирюлевская линия метро — это новая радиальная ветка Московского метрополитена, которая пройдет от границ Третьего транспортного кольца до МКАД [1]. Систему тоннелей возведут в Юго-Восточном округе Москвы для транспортного обслуживания семи районов. В перспективе Бирюлевскую линию метро продлят за старые границы столицы до города Щербинка (Новая Москва). Также не исключено, что линия впоследствии продвинется ближе к центру.
Изначально протяженность Бирюлевской линии составит чуть более 20 км. Она пройдет через семь районов, в некоторых из них в настоящее время добраться до ближайшего метро проблематично. Например, у жителей Восточного и Западного Бирюлева в пешей доступности метро нет. С запада районы отрезают Юго-Восточная хорда и железнодорожные пути МЦД-2 «Курско-Рижский». На востоке обширную территорию занимает Бирюлевский лесопарк. После завершения строительства новой радиальной линии у жителей этих районов появятся сразу четыре станции подземки. Аналогичным образом доступность метро улучшится в районах Даниловский, Печатники, Нагатинский Затон и Царицыно.
Бирюлевская линия решит сразу несколько задач:
- разгрузит южные участки двух действующих линий метро — Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой;
- улучшит транспортную ситуацию в нескольких районах, в некоторых собственные станции появятся впервые;
- станет основой для строительства подземной магистрали за пределы МКАД, к территории Новой Москвы;
- изменит облик сложившихся территорий: рядом с новыми станциями возведут необходимые объекты для пешеходов и автомобилистов, зоны вокруг озеленят, обустроят места отдыха, стоянки, велодорожки.
Как будет выглядеть
В настоящее время проектом утверждены десять станций новой ветки и рабочие названия к ним, включая альтернативные варианты для трех платформ:
- «ЗИЛ»;
- «Остров Мечты»;
- «Кленовый бульвар»;
- «Курьяново» («Батюнино»);
- «Москворечье»;
- «Кавказский бульвар»;
- «Каспийская» («6-я Радиальная улица»);
- «Липецкая»;
- «Лебедянская» («Загорье»);
- «Бирюлево».
Для ряда станций Бирюлевской линии уже разработаны проекты дизайна платформ и вестибюлей. Например, концептуальное решение «Лебедянской» привяжут к теме российской промышленности. А один из элементов оформления вестибюля станции будет напоминать прокатный стальной лист.
Проект станции «Остров Мечты» отличается ярким сочетанием в оформлении черного и красного цветов. По задумке авторов проекта, узоры в этой палитре будут отсылать к образам и мифам древнего мира, символизировать соединение земного и подземного миров.
Когда откроют Бирюлевскую линию метро
Запуск новой Бирюлевской линии метро состоится в 2030 году. Такие планы подтвердил мэр Москвы Сергей Собянин. После ввода в эксплуатацию ветка станет 18-й по счету на карте столичной подземки. Всего в городе к этому сроку построят 40 новых станций [2], а их количество в системе метрополитена превысит 300 (без учета МЦК).
Бирюлевская линия метро на карте
На карте столичного метро новая Бирюлевская ветка появится в юго-восточном секторе. Первая остановка расположится у ТТК, в районе промзоны ЗИЛ. Далее линия протянется к Нагатинскому затону и четыре раза пересечет Москву-реку. В районе Шоссейной улицы ветка свернет в сторону района Москворечье-Сабурово и спустится вниз к МКАД вдоль Липецкой улицы. Практически у развязки Бирюлевской улицы с МКАД ветка развернется в сторону района Бирюлево Западное. Конечная станция будет построена у Булатниковского проезда. Вот более подробное описание адресов станций Бирюлевской линии, утвержденных проектом [3]:
- «ЗИЛ»: вдоль проспекта Лихачева. Со станции можно сделать пересадку на одноименные платформы МЦК и Троицкой ветки;
- «Остров Мечты»: на проспекте Андропова со стороны парка развлечений «Остров Мечты». С нее будет пересадка через наземный переход на платформу «Технопарк» Замоскворецкой ветки;
- «Кленовый бульвар»: пересечение Кленового бульвара с улицей Новинки и Коломенской улицей. Станция будет пересадочной на БКЛ;
- «Курьяново»: пересечение 4-й Курьяновской улицы с Батюнинским проездом. Станция станет важным транспортным узлом микрорайона Курьяново;
- «Москворечье»: пересечение Каширского шоссе с улицей Кошкина. С платформы организуют два выхода по обе стороны Каширского шоссе. Один из них будет вести к парку «Коломенское»;
- «Кавказский бульвар»: пересечение Кавказского бульвара с Ереванской улицей. У станции будет несколько выходов на разные стороны;
- «Каспийская»: между проектируемым проездом № 5437 и 6-й Радиальной улицей. Станция расположится в непосредственной близости к жилому комплексу «Царицыно»;
- «Липецкая»: пересечение Липецкой и Педагогической улиц. Один из выходов с платформы будет в сторону Бирюлевского дендропарка;
- «Лебедянская»: пересечение Липецкой и Лебедянской улиц. У станции будут два выхода по обе стороны Липецкой улицы, в том числе к парку «Царицыно»;
- «Бирюлево»: вдоль Булатниковской улицы. Станция будет конечной. Впоследствии она войдет в состав МЦД-5, здесь же будет пересадка на поезда МЖД Павелецкого направления.
Строительство Бирюлевской линии
Проект строительства новой Бирюлевской линии разделен на три участка [1]:
- первый отрезок: протяженность 6 км и три станции: «ЗИЛ», «Остров Мечты» и «Кленовый бульвар»;
- второй и третий отрезки: протяженность 16 км и семь станций: «Курьяново», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «Каспийская», «Липецкая», «Лебедянская», «Бирюлево».
Метростроителям предстоит не только проложить тоннели и возвести платформы, но и сделать проходки под основным руслом и ответвлениями Москвы-реки. Инфраструктура ветки будет включать обслуживающие объекты. Оборотные тупики возведут у станций «ЗИЛ» и «Липецкая». У конечной «Бирюлево» расположится электродепо.
Напомним, что метро строят двумя способами: открытым и закрытым. Открытые методы — когда вынимают грунт, на дне котлована обустраивают тоннели, а после его засыпают обратно. Закрытые технологии применяют в условиях плотной застройки и для минимизации воздействия на городскую инфраструктуру. Работы проводят с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Причем строители могут двигаться как в одной сторону, так и навстречу друг другу. Некоторые участки первых линий столичного метро строили открытым способом, но все последние ветки московской подземки роют закрытым способом.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»