Что такое адресная справка, как она выглядит и сколько действует

Заказать справку может любой человек, в том числе в статусе юрлица. Рассказываем, что такое адресная справка, для чего она нужна и как получить этот документ.
- Что это
- Документы для получения
- Как получить
- Сроки изготовления
- Срок действия
- Частые вопросы
- Главное
Эксперты в этом материале:
- Виктор Зубик, основатель управляющей компании Smarent;
- Мария Крец, риелтор.
Что такое адресная справка
Адресная справка — это документ, который содержит информацию о прописке человека и сведения обо всех постоянно или временно зарегистрированных в квартире (доме) гражданах [1]. Ее выдает МВД при очном визите в подразделение либо на основании онлайн-заявления через портал «Госуслуги». В справке указывают основные сведения о прописанных лицах и недвижимости. Выписка бывает текущей, содержащей актуальные сведения, и архивной. Стандартный перечень данных в обычной адресной справке такой:
- ФИО зарегистрированных лиц по адресу;
- статус прописки — временная или постоянная;
- дата регистрации по адресу;
- персональные данные зарегистрированных по адресу: дата и место рождения;
- адрес помещения, в котором прописаны лица;
- сведения о подразделении и инспекторе МВД, выдавшем справку.
Запросить адресную справку можно на человека или недвижимость. В первом случае данные предоставят о самом заявителе или, например, его ребенке. Адресную справку также выдают на другого человека, степень родства роли не играет. МВД направит ему официально письмо и, получив одобрение на передачу данных, предоставит сведения заявителю [2].
Адресную справку на недвижимость выдают по адресу квартиры или дома (внесенных в Росреестр). В документе укажут всех лиц, которые зарегистрированы в объекте недвижимости постоянно или временно. Во всех случаях информация в адресной справке будет актуальна на текущий момент. Другими словами, она показывает, кто прописан в квартире на дату заявления.
Но иногда нужно проверить всю историю регистраций в квартире или доме. Особенно это актуально при покупке жилья на вторичном рынке либо при судебных разбирательствах. В этом случае придется заказать архивную адресную справку. Раньше этот документ назывался выпиской из домовой книги [3]. Но с 2018 года домовые книги отменили, а все сведения передали в архив. Заказать историю регистраций можно в МФЦ, в органах местной власти или на региональных порталах. Например, в Москве эта услуга доступна на mos.ru.
Сведения в архивной адресной справке (бывшая выписка из домовой книги) будут расширенными: в ней можно увидеть всех когда-либо зарегистрированных и выбывших жильцов, а также информацию, откуда прибыли и куда выбыли жильцы.

Виктор Зубик, основатель управляющей компании Smarent:
— Иногда стоит пойти дальше и заказать архивную справку из домовой книги, особенно если речь идет о старой вторичке. Представьте ситуацию: вы покупаете хорошую сталинку, которая досталась продавцу по наследству от бабушки. В квартире прописан только собственник, и справка из МФЦ это подтвердила. Но при запросе архивной адресной справки из домовой книги выяснилось, что в 1990-х в квартире был прописан несовершеннолетний сын бабушки, который формально не выписывался и вполне может заявить о своих правах в будущем.
В советское время записи вносились вручную и выписывали не всегда правильно. Правильно — это когда стоит отметка «выписан по новому месту жительства» или «умер». Бывает, что нет никакой отметки, то есть выбыл неизвестно куда. Плюс моменты с приватизацией, когда несовершеннолетние не включались в число собственников, а это нарушение.
Для чего нужна адресная справка
Адресная справка понадобится для сделок с недвижимостью, при вступлении в наследство и оформлении ряда социальных услуг, например пособий. Ниже примеры того, когда нужна адресная справка:
- покупка недвижимости: сведения из адресной справки укажут, кто на самом деле зарегистрирован в квартире, а если заказать архивную — историю прописок в квартире или доме. Требовать от продавца адресную справку или нет, зависит от решения покупателя. Но лучше ее попросить;
- вступление в наследство: выписка из домовой книги входит в перечень документов, которые нужно предоставить нотариусу для открытия наследственного дела. В частности, требуется справка с последнего постоянного места жительства умершего с отметкой о том, что он снят с регистрационного учета [4];
- оформление льгот: например, подтверждение постоянного места жительства заявителя, а также информация о зарегистрированных с ним гражданах понадобятся при оформлении субсидии на ЖКХ [5].
В зависимости от ситуации запросить адресную справку могут в ЗАГСе, военкомате, банке или на работе. Она также может понадобиться суду при разрешении разного рода споров [6].
Кто может получить адресную справку
Адресную справку выдают как физическим, так и юридическим лицам. В первом случае запросить документ может любой человек, если необходимо получить сведения обо всех своих прошлых и текущих прописках. Относительно жилья — дома и квартиры — запрос формирует собственник недвижимости. На руки выдадут справку, в которой будут перечислены все зарегистрированные лица.

Мария Крец, риелтор:
— Адресная справка необходима для всех сделок. В ней содержится информация о зарегистрированных лицах, в том числе временно. В архивной справке содержатся сведения, кто и когда был прописан и куда и почему он выписан. Она обязательна при сделках, где объект получен по наследству или приватизации. Отдельные категории граждан сохраняют право пользования объектом до конца жизни. Например, отказавшийся от участия в приватизации гражданин имеет право пользования помещением бессрочно, если он не зарегистрирован в другом объекте. То есть они не могут повлиять на ход сделки, но проживать вместе с новыми собственниками имеют право.
Пример: покупатель выбрал квартиру, в которой когда-то был зарегистрирован брат собственницы. Квартиру приватизировали 25 лет назад. При изучении справки выяснилось, что брат с регистрации снят, но причин не указано. Брат находился в другой стране. Ему пришлось идти в консульство и оформлять документ, в котором он прописал, что владеет собственным жильем и на продаваемую квартиру не претендует. Все это заняло время, но так было грамотно и юридически правильно.
Взять справку может только собственник либо лицо, представляющее его интересы по доверенности. В ней должны быть прописаны такие полномочия. Риелтор без доверенности взять не может.
Какие документы нужны для получения адресной справки
Для получения справки понадобятся [7]:
- паспорт для подтверждения личности;
- заявление по одной из форм, зависит от того, кто запрашивает справку и какую;
- подтверждение права собственности на объект (эта информация, как правило, поступает автоматически через межведомственное взаимодействие). Но иногда нужно принести выписку из ЕГРН;
- если заявление подает представитель, то его паспорт и документ, подтверждающий его полномочия, заверенная нотариально доверенность.
Как получить адресную справку
Получить адресную справку можно в отделе МВД или через «Госуслуги». Последний способ — самый быстрый и удобный. Также оформить заявление можно через МФЦ. Но в самом центре документ не готовят: сотрудники только проверяют и передают документы в МВД. Во всех случаях изготовление адресной справки бесплатное. Никакой госпошлины за ее оформление платить не нужно.
В МВД
Выберите ближайшие к себе отдел МВД, занимающийся миграционным учетом. Запишитесь на прием и к назначенному дню явитесь в отделение с подготовленными документами [7]:
- Приготовьте паспорт и копии главных страниц;
- Распечатайте выписку из ЕГРН, если вы собственник недвижимости;
- Заполните заявление, бланк можно скачать на официальном сайте МВД;
- Подайте документы и выберите способ получения готового документа: на руки в МВД, на почту или электронный e-mail;
- Дождитесь изготовления справки, сверьте данные в ней.
Через «Госуслуги»
Для оформления адресной справки через портал «Госуслуги» потребуется подтвержденная учетная запись. Войдите в свой личный кабинет и выполните следующие шаги:
- Зайдите в основном меню во вкладку «Справки и выписки»;
- В нем перейдите в раздел «Недвижимость», кликнув на услугу «Получение адресно-справочной информации»;
- Выберите вид справки, которую вы хотите получить: о себе, ребенке, недвижимости (лицах, зарегистрированных в ней) или другом человеке;
- При оформлении справки на себя система автоматически заполнит всю основную информацию: ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта. Сверьте эти данные в полях с оригиналами документов. Выберите вариант справки о себе — текущая регистрация или все предыдущие;
- Далее система попросит ввести актуальный номер телефона и электронной почты. Следующим шагом на карте нужно выбрать отделение МВД, в которое отправят запрос;
- Подтвердите отправку заявления и выберите удобный для вас способ получения результата — ответ могут прислать в личный кабинет «Госуслуг» и на почту.
При оформлении адресной справки на другого человека помимо личных данных потребуется ввести имеющуюся информацию о разыскиваемом гражданине: ФИО, дату и место рождения, если они известны. После отправки заявления МВД направит этому человеку бумажное письмо о согласии на передачу данных. На это отводится 20 дней. Если оно поступит, то заявителю выдадут справку — в бумажном или электронном виде.
Запрашивать сведения обо всех зарегистрированных в доме или квартире лицах может только собственник. Пошагово оформление заявления через «Госуслуги» аналогично тому, как это делают при запросе на себя. Разница только в выборе шагов. «Госуслуги» предложат выбрать объект недвижимости, по которому нужна информация. Если их несколько, пролистайте выпадающую вкладку.
Сверьте с оригиналами документов сведения, указанные в онлайн-системе. На экране появится вся основная информация о квартире или доме: адрес, площадь, кадастровый номер. Следующим шагом выберите вид справки — электронная и бумажная. Отправьте запрос. Уведомление о готовности документа придет в личный кабинет.
Сколько готовится адресная справка
Официальные сроки изготовления адресной справки составляют от десяти до 30 дней. Но по факту выдать документ могут быстрее.
Срок действия адресной справки
У адресной справки нет срока действия. Но поскольку она подтверждает данные о регистрации по месту жительства или пребывания на текущий момент, сведения в ней могут быть неактуальны. Например, если справку запросили в начале года, а под конец периода на жилплощади прописались новые лица. В этом случае оформить адресную справку придется заново.
Частые вопросы
Вот еще несколько вопросов об оформлении адресной справки.
Можно ли получить адресную справку в МФЦ?
Да, адресную справку можно заказать и получить в МФЦ. Но документы все равно отправят на проверку и оформление в МВД. В данном случае многофункциональный центр будет выполнять роль посредника. При заказе адресной справки на «Госуслугах» также можно выбрать вариант получения документа в МФЦ.
Адресная справка и справка о составе семьи — одно и то же или нет?
Справка о составе семьи — это устаревший и уже упраздненный документ [6]. Ранее в ней указывали степень родства. В адресной выписке таких сведений нет. Но она может подтвердить, что ваш ребенок или супруг проживают по конкретному адресу.
В каких случаях могут отказать в получении адресной справки?
Основания для отказа — недостаточные данные в заявлении, ошибки в записях или отказ другого человека предоставить сведения о себе [7]. В этом случае придется исправить документы и подать заявление заново.
Главное об адресной справке
- Адресная справка подтверждает, что человек прописан (постоянно или временно) по определенному адресу.
- Документ можно заказать о себе, о своей недвижимости, чтобы узнать, кто прописан в доме или квартире, а также о любом другом человеке, но только с его согласия.
- К числу обязательных документов для большинства услуг адресная справка не относится. Часто данные из нее система получает автоматически, если, например, оформлять запрос через «Госуслуги».
- Но в некоторых ситуациях оформить справку придется. Главным образом это касается сделок с недвижимостью. Этот документ поможет проследить историю регистраций (прописок) в квартире и выявить лиц, у которых может быть пожизненное право пользования объектом.
- Адресную справку выдает МВД. Обратиться в орган можно лично либо через «Госуслуги». Ответ пришлют онлайн или в бумажном виде: на почту, в выбранное отделение МФЦ.
- Срока действия у адресной справки нет, но если нужны актуальные сведения на текущий момент, ее нужно заказывать в это же время.
Читайте также:
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»