Данные: bnMAP.pro
Согласно данным «НДВ Супермаркет Недвижимости», доля лотов со скидками за год почти не изменилась и составляет около 70% (с учетом скрытых дисконтов). В то же время, в отличие от начала осени, в некоторых проектах пулы квартир с повышенными скидками (25–35%) уменьшились в два раза. «Некоторые застройщики даже не декларируют у себя на сайтах старые цены, а сразу размещают цены со скидкой, чтобы потребителю невозможно было отследить логику изменения цены», — отметила исполнительный директор компании «НДВ Супермаркет Недвижимости» Татьяна Подкидышева.
По данным компании «Метриум», за год число проектов в Москве, где застройщики предлагают дисконты, почти не изменилось. «Но количество комплексов со средним дисконтом от 20% в Старой Москвы в годовом выражении снизилось на 28% (с 25 до 18 проектов)», — пояснил управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. «Скидок в массовых новостройках стало меньше, так как в последние месяцы возник дефицит их предложения», — добавил он.
Почему скидок стало меньше
Более сдержанный подход девелоперов к скидкам эксперты объясняют тем, что спрос на новостройки на фоне снижения ключевой ставки постепенно восстанавливается, а предложение сокращается.
По оценкам bnMAP.pro, за последний год количество лотов в продаже только в Старой Москве сократилось почти на четверть. «Когда предложение в целом снижается, а спрос растет, что фиксируется на протяжении последних месяцев, у части застройщиков может исчезнуть необходимость массово применять скидки для привлечения покупателей», — пояснила основатель bnMAp.pro Ирина Доброхотова. «Напомним, год назад рынок находился еще в достаточно острой фазе и тяжело переживал отмену льготной ипотеки и отсутствие доступных кредитных продуктов для покупателей. Сейчас ситуация несколько иная», — отметила эксперт.
В отличие от прошлого года, когда застройщикам приходилось собирать спрос после ажиотажного лета перед отменой льготной ипотеки, в этом осенне-зимнем сезоне потребители сами стараются успеть в текущем году до изменения условий по семейной ипотеке, добавила представитель «НДВ Супермаркет Недвижимости». «Застройщики на волне «акций, скидок, распродаж» едут целый год. Большинство скидок носит маркетинговый характер, или «скидка на накидку», — указала она.
Кроме того, в ряде проектов застройщики могут осознанно отказываться от дисконтов из-за того, что не хотят терять маржу и стремятся обеспечить приемлемый уровень наполнения эскроу. «Затраты на строительные материалы, рабочую силу и обслуживание кредитов довольно высокие, поэтому они вынуждены удерживать уровень цен и не предоставлять скидки», — добавила Ирина Доброхотова.
Средние и максимальные скидки на новостройки
Разброс скидок на рынке новостроек Москвы большой и зависит от конкретного застройщика, ЖК и самого лота. Средние дисконты эксперты оценивают в 5–7%. По оценкам «Метриума», максимальный средний размер скидок зафиксирован в массовых новостройках — 9% (14% годом ранее). На рынке проектов бизнес-класса дисконт составляет в среднем 7% (4% годом ранее), в комплексах премиум-класса — 3% (1% годом ранее). «Дисконты в проектах классов бизнес и премиум устанавливаются, как правило, после повышения базовой цены. Таким образом, коррекции стоимости жилья вниз не происходит», — отметил Руслан Сырцов. «Как правило, в период скидочных акций клиенты сейчас получают возможность приобрести квартиры по старым ценам. Реальные, а не маркетинговые дисконты стали встречаться реже по мере сокращения ключевой ставки», — добавил он.
В то же время появилось большое количество скрытых скидок индивидуального характера в зависимости от способа оплаты. «Стало очень много предложений индивидуальных скидок при посещении офиса продаж, существенно больше, чем годом ранее», — рассказала Ирина Доброхотова.
По данным «Метриума», максимальный размер заявленных средних скидок в новостройках Старой Москвы сейчас составляет 35%. Для сравнения, летом в некоторых проектах скидки достигали 50%. Сейчас таких акций нет. «Столь крупные дисконты уже не требуются для привлечения клиентов. В связи с уменьшением доходности депозитов клиенты сегодня часто отказываются от пролонгации вкладов и переориентируются на рынок недвижимости. Ипотечные ставки все еще остаются заградительными. Однако текущий денежно-кредитный курс ЦБ позволяет покупателям, приобретающим жилье в ипотеку, рассчитывать на скорое рефинансирование», — пояснил Руслан Сырцов.
В «НДВ Супермаркет Недвижимости» максимальные скидки оценивают в 42%. «Есть также предложения с дисконтом 35–36%. Это скидки на единичные лоты в выделенных пулах квартир. Такие скидки можно увидеть у трех-четырех застройщиков. У остальных уровень скидок гораздо меньше», — пояснила Татьяна Подкидышева.
Сезон скидок продолжится
Сезон предновогодних скидок только начинается, поэтому в декабре квартиры в новостройках с дисконтами будут выходить на рынок чаще, считают эксперты. «Осенние скидки переросли в предновогоднюю распродажу. Традиционно застройщики используют данный период для максимального привлечения покупателей за счет повышенных скидок», — пояснила Татьяна Подкидышева. По словам Руслана Сырцова, большинство девелоперов объявляют новогодние акции в декабре. «Так что средний размер скидок на первичное жилье в столице в преддверии Нового года, на мой взгляд, обязательно вырастет», — отметил он.
Рост числа предложений с новогодними скидками и акциями ждет основатель bnMAp.pro. «Традиционно декабрь — один из наиболее активных месяцев на рынке, так было год назад, когда объемы продаж в ряде проектов даже превысили показатели июня. Предновогодний интерес покупателей застройщики обычно стараются поддерживать интересными предложениями», — заключила она.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»