Как зарегистрировать ипотеку через нотариуса. Инструкция Росреестра
Любая ипотечная сделка (как и сделка купли-продажи и ряд других сделок с недвижимостью) нуждается в обязательной регистрации в Росреестре. Подать документы на такую регистрацию может и нотариус. Это делается дистанционно, через личный кабинет нотариуса. В этом случае процедура проходит максимально быстро и занимает не более одного дня, говорится в поступившем в редакцию сообщении Росреестра.
Регистрация ипотечной сделки через нотариуса включает несколько основных этапов, пояснили в регистрационном ведомстве.
1. Заключение и удостоверение ипотечного договора у нотариуса
После того как заемщик и банк заключили ипотечный договор о кредите на покупку жилья, они могут обратиться к нотариусу. Нотариус проверит законность сделки, отсутствие противоречий в предоставленных документах и правоспособность обеих сторон и нотариально удостоверит сделку. В ведомстве поясняют, что лишь в этом случае документы можно будет подать на регистрацию через личный кабинет нотариуса.
2. Подписание электронных документов
После проверки законности ипотечной сделки нотариус формирует необходимый пакет документов:
- ипотечный договор в электронном виде;
- электронное заявление о государственной регистрации права и обременения ипотеки.
Именно их и подают на государственную регистрацию.
3. Отправка ипотечных документов в Росреестр
Нотариус как полномочный представитель обеих сторон ипотечной сделки через свой личный кабинет напрямую в режиме онлайн направляет документы в Росреестр на регистрацию.
4. Регистрация договора в Росреестре
После получения документов в Росреестре проверят их юридическую чистоту, и если нет никаких препятствий, сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В ведомстве поясняют, что регистрация ипотечного договора через нотариуса осуществляется в срок не более одного рабочего дня с момента получения документов (п. 9 ст. 16 № 218-ФЗ).
5. Получение документов о регистрации ипотеки
После регистрации договора нотариус получает документы из Росреестра и уведомляет об этом стороны ипотечной сделки. Подтверждением пройденной регистрации является выписка из ЕГРН, которую нотариус получает в электронном виде.
Антон Фролкин, нотариус, председатель Общественного совета при управлении Росреестра по Москве:
— Вся работа по подаче документов и взаимодействию с Росреестром входит в зону ответственности нотариуса. Это современный, высокоэффективный и удобный для граждан механизм, который полностью отвечает задачам цифровой трансформации государственных услуг, обеспечивая максимальную скорость, безопасность и прозрачность процедуры.
В сентябре 2025 года Росреестр предупредил о новых видах мошенничества с недвижимостью. Злоумышленники, выдавая себя за сотрудников ведомства, пытаются получить доступ к личным данным и финансам граждан. Атаки осуществляются с помощью телефонных звонков, через электронную почту и мессенджеры. Злоумышленники информируют россиян о якобы проводимых операциях с их недвижимостью, таких как продажа, залог или арест. Их цель — вызвать панику и побудить человека обратиться в «службу поддержки» по указанному номеру телефона. Под маской консультантов мошенники стараются выведать конфиденциальную информацию или заставить жертву перевести деньги для отмены несуществующих операций.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»
