Стрит-ретейл для пешеходов: как благоустройство Москвы отразилось на уличной торговле
Поток пешеходов на центральных улицах Москвы во время их реконструкции снижается в среднем на 30%, подсчитали в международной консалтинговой компании Colliers International. Снижение пешеходного трафика, как следствие, увеличивает объем пустующих торговых площадей в Центральном районе столицы, рассказала руководитель департамента стрит-ретейла по России Colliers International Екатерина Подлесных. Эксперт привела пример: если до начала массового благоустройства доля пустующих магазинов в центре Москвы составляла 3–4%, то в 2014 году она выросла до 8%, а в прошлом году — до 11%. Отчасти на это повлиял и начавшийся в 2014-м экономический кризис, однако большее влияние, по оценке Подлесных, оказали ремонтные работы в зоне основных торговых улиц.
Программа по благоустройству общественных пространств Москвы «Моя улица» была запущена в 2015 году и рассчитана до 2018-го. За это время в столице планируется реконструировать около 4 тыс. улиц, на что предполагается потратить свыше 125 млрд руб. В 2015 году по программе благоустройства столицы «Моя улица» в Москве реконструировали 47 улиц, в том числе крупные торговые коридоры — Пятницкую, Мясницкую, Большую Ордынку и ряд других. В 2013–2014 годах новый облик получили Никольская, Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост. При этом на каждой из улиц изменения для бизнеса отразились по-разному. «После реконструкции ряда улиц изменился состав арендаторов. Так, с Никольской улицы за последний год съехало несколько fashion-арендаторов, что увеличило долю свободных площадей с 13% до 20%. В то же время на Кузнецком Мосту, пережившем реконструкцию одним из первых, последние полтора года доля вакантных площадей не превышает 2%, а состав арендаторов почти не меняется», — говорит Екатерина Подлесных.
Процесс благоустройства в Москве привел к сужению пешеходной части улиц и существенному сокращению парковочных мест, как следствие, добраться до расположенных там магазинов стало труднее. Больше всего от этого пострадали магазины одежды, обуви и аксессуаров, чьи клиенты переориентировались на крупные торговые центры, утверждает Екатерина Подлесных.
Сокращение парковочных мест, уменьшение доступности той или иной части улицы для автомобильного транспорта самое большое негативное влияние оказывают на fashion-сегмент, считает Екатерина Подлесных. В результате ряд пешеходных улиц стал привлекать в большей степени заведения общественного питания, причем как сетевых, так и индивидуальных. По данным консалтинговой компании JLL, в первом квартале 2016 года 35% всех запросов на аренду помещений пришлось на кафе и рестораны, 18% — на сети одежды, обуви и аксессуаров, 14% — на продуктовые магазины.
В этом году московские власти планируют благоустроить еще 59 улиц, Новый Арбат, Большую Якиманку, Таганскую, а также часть Бульварного и Садового кольца. В середине августа должна завершиться реконструкция Тверской. В результате на главной столичной магистрали появятся липовая аллея, скамейки, остановки общественного транспорта и стоянки такси. «Это позитивные изменения, хотя и недостаточные. Главной интригой было сокращение полос, которые все-таки решили не трогать, ограничившись их сужением. Это значит, что автомобильный трафик на улице не уменьшится. С точки зрения перспектив коммерческой недвижимости реконструкция может дать противоречивые результаты. Для ресторанного бизнеса сохранится проблема низкого пешеходного трафика и отсутствия возможности оборудовать летние площадки в зоне тротуаров. А вот для магазинов ситуация может улучшиться, если появятся парковочные места, о которых заявил мэр Собянин», — прогнозирует управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.
Другую точку зрения на благоустройство приводит руководитель отдела исследований московского офиса брокерской компании Cushman&Wakefield Денис Соколов. Проблема для стрит-ретейла, по его словам, заключается в том, что каждая инициатива по реконструкции или благоустройству улиц нарушает сложившиеся баланс. «С точки зрения рынка недвижимости торговые помещения на главных торговых улицах всегда рассматриваются как наименее рискованный актив, так как в большинстве столиц они остаются неизменными сотни лет и наименее подвержены сиюминутной конъюнктуре. В Москве ситуация обратная, каждые несколько лет полностью меняется не только облик улиц, но и ее устройство. На то, чтобы горожане привыкли к новому облику, уходят годы, и не меньше времени нужно на то, чтобы торговцы поняли, что за люди теперь ходят по этой конкретной улице, и открыли соответствующие магазины. Сейчас же стрит-ретейл на реконструируемой улице просто физически не имеет достаточно времени на адаптацию», — говорит Денис Соколов.
Итоги комплексного благоустройства Москвы пока рано подводить, однако переоценивать его роль в городской экономике не стоит, считает руководитель столичного департамента торговли и услуг города Алексей Немерюк. «Сегмент стрит-ретейла начал более или менее выравниваться, часть площадей в центре города, которые пустовали в прошлом году, сегодня нашли арендаторов. На это оказало влияние не только и, может быть, не столько благоустройство основных торговых улиц, сколько относительная стабилизация курса рубля», — рассказал Немерюк корреспонденту «РБК-Недвижимости». По словам руководителя столичного департамента торговли, общепит — главный городской индикатор состояния экономики. «Кафе и ресторанов в Москве становится больше — мы фиксируем их прирост каждый месяц с конца прошлого года. По большей части они появляются именно в тех районах, где прошло благоустройство и выросли пешеходные потоки», — отметил Алексей Немерюк.
Стоимость аренды магазинов на таких улицах, как Тверская и Арбат, сейчас составляет около 60–220 тыс. руб. за 1 кв. м — это в пять раз меньше, чем в 2011 году, сообщали ранее аналитики международной консалтинговой компанией Knight Frank. При этом самые высокие ставки зафиксированы в Столешниковом переулке — 150–220 тыс. руб. за 1 кв. м. Арендные ставки в реконструируемых зонах могут вырасти до 5%, но только если там удастся сохранить относительно высокую транспортную доступность, добавляет Екатерина Подлесных. При этом самыми уязвимыми остаются магистрали, которые отличаются интенсивным потоком пешеходов и автомобилей — например, Тверская улица, а также Страстной и Тверской бульвары.
Рынок жилой недвижимости никак не отреагировал на масштабное благоустройство Москвы — цену на жилье здесь формируют престижное месторасположение и качественный жилой фонд. «Пока реконструкция коснулась только центральных улиц города, где цены на жилье давно сложились. Повлиять на них не в состоянии ни развитие пешеходных зон, ни создание велодорожек или открытие новых кафе. Даже длительные неудобства, связанные с ограничениями для автомобилистов, не заставили арендаторов, а тем более владельцев такого жилья сменить прописку», — говорит руководитель компании «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова. Зато в неблагополучных спальных районах и бывших промзонах комплексное благоустройство территории могло бы поднять цену на жилую недвижимость минимум на 3–5%, прогнозирует эксперт.
Ольга Мамаева