Победа серого: современная московская квартира в стиле минимализма
В России интерьеры в минималистичном стиле — с минимумом мебели, предметов декора и четким функциональным зонированием — вошли в моду в конце девяностых — начале нулевых и с тех пор бесконечно переосмысляются многими дизайнерами. Один из таких проектов разработала студия Artbaza для квартиры площадью 180 кв. м, расположенной в современном доме бизнес-класса в центре Москвы. Заказчики — молодая семейная пара — хотели получить свободное функциональное пространство для отдыха и приема гостей.
Площадь квартиры, не считая спальни, поделена на две зоны: гостиную и кухню, которые разделяет высокий стеллаж для книг. «Функциональность пространства была определяющим соображением при выборе мебели», — говорит автор проекта, дизайнер Сергей Ковалев. Эту идею отражает футуристичная черно-белая стенка, изготовленная студией Artbaza специально для проекта: в ней предусмотрены открытые полки для памятных вещей и ящики для хранения мелочей.
Настроение интерьера, по словам Сергея Ковалева, навеяно частыми путешествиями хозяев в Европу и Америку. Именно поэтому в оформлении гостиной использованы различные «трофеи»: фигурки животных, привезенные из поездок, и экзотические растения, символизирующие фауну различных стран.
Бело-серая гамма, выбранная дизайнерами, характерна для большинства проектов в минималистичном стиле. Однако декораторы Artbaza решили разбавить монохромный интерьер яркими деталями: оранжевыми сиденьями кресел на кухне и деревянными панелями на стенах.
Пространство гостиной с большим диваном и столом со столешницей из цельного мрамора — место для семейных праздников и дружеских встреч. Именно поэтому здесь расположены два ключевых в интерьере арт-объекта: картина московского художника Нальби Бунашева и дизайнерская «бутылочная» люстра.
Множество предметов декора, вкрапленные в холодный строгий интерьер, — этот прием стал основным при оформлении квартиры. «Минимализм не предполагает декоративности и напыщенности интерьера, напротив, он задает идею функциональности и аскетизма. В данном проекте мы постарались не выйти за границы стиля и при этом не позволить минорным нотам вклиниться в общее звучание пространства для жизни наших заказчиков», — говорит Сергей Ковалев.
Критика
Кира Шелманова, архитектор, руководитель собственного бюро:
— Дизайн-проект интересный, стильный, со множеством технически сложных элементов. Работа, проделанная строителями, колоссальная, ведь сочетать в себе материалы разных фактур, сложности монтажа и физических свойств — непростая задача, с которой команда справилась на отлично.
Смутило общее ощущение насыщенности деталями. В интерьере совсем нет воздуха, проект загроможден мебелью, светом, декором — вазами, цветами, статуэтками, светильниками разных форм и стилей, картинами. Единственное свободное для общения и встреч место — диванная зона — и та пестрит кашпо и статуэтками.
Дизайнеры использовали в интерьере множество красивых предметов — чего стоит только мраморный стол из цельного спила. Им стоит любоваться как арт-объектом, но активный геометричный принт на ковре и множество декора просто-напросто «съедают» прекрасный предмет.
То же самое можно сказать про освещение. Множество сценариев в интерьере — это плюс. Но разношерстность их выполнения — минус. Если в районе кухонного острова встроена подсветка в потолке, то от дополнительного выделения обеденной и барной зон можно отказаться, просто сделав линию встроенных светильников над ними.
Ирина Фефелова, руководитель студии дизайна и строительства:
— Достаточно лаконичный дизайн. Светлый и понятный. Однако странно видеть африканский декор в ярко выраженном европейском интерьере. Возможно, перед дизайнером стояла задача вписать в него сувениры или трофеи из поездок заказчиков, но тогда хотелось бы увидеть и другие впечатления путешественников где-то на стенах или в картинах.
Если это символика заказчиков, ее желательно подчеркнуть, а не просто расставить в случайных местах. Ведь проходя мимо столика, можно легко смахнуть драгоценную статуэтку слона — она размещена слишком низко.
Второй вопрос к дизайнерам: какая цель преследовалась в навеске множества светильников по боковым сторонам дивана? Если хотели осветить зону отдыха, то в целостности интерьера можно создать линейную подсветку. Здесь же квадраты света выглядят чужеродными. В зоне столовой не проработан свет: все светильники будто из разных стилей и эпох. Возможно, неверно поставленная камера для показа интерьера сделала свое дело, но сочетание получилось недружественное.
Ольга Мамаева