Эпоха изысканной зрелищности: главные памятники в стиле модерн в России

На стыке XIX и XX столетий в России начался недолго продлившийся, но очень зрелищный период модерна. Специалисты называют модерн не просто стилем, а языком эпохи, который в архитектуре выразился в асимметричности, но одновременно плавных линиях зданий, обилии башенок, изысканно и богато украшенных фасадах. Осуществлять такие фантазии зодчих стало возможным благодаря новым технологиям и строительным материалам — именно в то время изобрели, например, железобетонные конструкции.
В рамках спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям» рассказываем, как развивался модерн в России и о самых знаковых постройках того периода. А также об их создателях, которые были не просто архитекторами в современном понимании этого слова, а настоящими универсалами — представителями синтетического искусства.
Путеводитель по архитектурным стилям
Путеводитель по стилям архитектуры — это совместный проект «РБК Недвижимости» с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. В нем вместе с сотрудниками музея мы рассказываем о крупнейших архитектурных стилях и их ключевых особенностях, а также об архитекторах, работавших в том или ином стиле, и знаковых постройках, возведенных по их проектам.
Многогранный русский модерн
«Как и всякое крупное явление в искусстве, модерн обладал универсальными и легко определяемыми признаками и смог охватить все аспекты жизни человека. Можно смело говорить о том, что модерн стал не просто художественным стилем, но языком целой эпохи», — рассказывает Анна Кистанова, директор Музея Константина и Виктора Мельниковых (филиала Музея архитектуры имени А. В. Щусева).
Детали, характерные для русской архитектуры эпохи модерна:
- обращение к природе — растительному и животному миру;
- стремление к асимметрии;
- скругленные углы и тягучие формы декора;
- живописная «расстекловка» крупных окон — декоративный прием, при котором стекло визуально делится на части, оставаясь при этом цельным;
- использование мозаики, керамической плитки и художественного металла в оформлении фасадов.
Эксперт поясняет, что модерн на протяжении своего недолгого существования стремился к созданию нового окружающего мира. Также архитекторы часто обращались к стилизациям под различные исторические эпохи. Поэтому внутри стиля появлялись художественные течения с приставкой «нео»: неоренессанс, неоклассицизм, неорусский стиль и пр.
«Именно в этот период в искусстве появилось понятие «стилизация». Оно означает общее впечатление зодчего о творении прошлого, будь то новгородский храм или палаты XVII века. Хорошо характеризует это время и термин «синтез искусств». Архитекторы становились универсальными мастерами — при создании проектов они выступали как художники, инженеры и дизайнеры», — рассказывает Анна Кистанова.
Модерн в разных типах недвижимости
Эпоха модерна — явление многогранное. В каждой стране, а также в отдельных городах оно имело свои особенные черты, напрямую связанные и географическим расположением, и традициями строительства. Этот стиль активно использовали при проектировании зданий общественного назначения (музеев, гостиниц, вокзалов и пр.), но также жилых домов, объектов религиозного назначения. Со своими нюансами для каждого типа недвижимости модерн подходил идеально.
Особняки эпохи модерна
Особняки в стиле модерн являются самыми яркими представителями жилой типологии этого периода, особенно в Москве. «Являясь, по сути, прямой эволюцией привычной для городской застройки усадьбы, жилые дома рубежа XIX–XX веков сохраняют структуру ансамбля — главный дом, флигели, хозяйственные постройки, палисадник, ограда. Но все эти элементы приобретают новый облик», — рассказывает Анна Кистанова. Самые известные особняки эпохи модерна строились по проектам ведущего зодчего рубежа веков — Федора Шехтеля.
Доходные дома, рожденные модерном
В конце XIX века в Россию из Европы пришло новое модное течение — строительство жилых домов под ключ для дальнейшей продажи очень состоятельным клиентам, рассказывают в Музее архитектуры имени Щусева. Дом строился не для определенного владельца с его вкусами и пристрастиями, а как архитектурный объект. «Его стиль и облик более зависели от творческого почерка зодчего и его индивидуальности, чем от заказчика. Для этого идеально подходил стиль модерн», — поясняет Анна Кистанова.
Особый подход к церковной архитектуре
«Церковное строительство, долгое время существовавшее только в европейских формах классицизма, с воодушевлением приняло и возврат к истокам в период эклектики, и новые течения эпохи модерна», — рассказывает эксперт.
- В эпоху эклектики архитекторы в большей степени копировали формы древней архитектуры.
- В эпоху модерна начинает развиваться научный подход к изучению наследия Древней Руси.
Источником вдохновения для архитекторов становятся храмы XVI и XVII веков, а затем и более ранние церкви Пскова и Новгорода. Все это сподвигло зодчих на переосмысление форм древнерусского зодчества и возрождение национальной, исконно русской архитектуры, но в современном варианте.
«В результате появился новый стиль — неорусский. Его можно воспринимать как национальную ветвь модерна. Опираясь на формы средневековых русских храмов, архитекторы модерна использовали иные пропорции, объединяли в единое целое разные объемы, свободно располагали декор на фасадах», — рассказывает представитель музея.
Известные архитекторы, работавшие в стиле модерн в России
Роман Клейн (1858–1924)

Академик Императорской академии художеств, которого называют одним из самых плодовитых архитекторов стыка XIX и XX столетий. Одна из самых знаковых построек по его проекту — Музей изящных искусств имени Пушкина в Москве.
Федор Шехтель (1859–1926)

Русский зодчий, живописец и график, один из крупнейших зодчих рубежа XIX и XX веков, яркий представитель стиля модерн, у которого при этом не было диплома архитектора. По его проекту построены в том числе Ярославский вокзал, особняк Рябушинского, церковь Троицы Живоначальной в селе Балаково и много другое.
Лев Кекушев (1862–1917)

Русский архитектор и преподаватель, первый и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. По его проектам построены, например, гостиница «Метрополь», доходный дом Исакова и многое другое.
Илларион Иванов-Шиц (1865–1937)

Русский архитектор, мастер стиля модерн со своим узнаваемым почерком. По его проектам построены преимущественно банковские и общественные здания, в частности Московский купеческий клуб, который сейчас москвичам известен как театр «Ленком».
Главные памятники модерна в России
Объекты
1. Музей изящных искусств имени Пушкина в Москве
- Архитектор: Роман Клейн
- Годы постройки: 1989–1904
- Где находится: Москва, улица Волхонка, 12
Это сооружение стало первым учебно-образовательным и публичным учреждением в России. Будущий музей создавался по инициативе Ивана Цветаева — профессора кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктора римской словесности и историка искусства. Главное здание музея было построено по проекту архитектора Романа Клейна, победившего в конкурсе 1896 года. «Стиль сооружения был заявлен в условиях конкурса — античный. Колоннада главного фасада подобна греческому Эрехтейону (одного из главных памятников древних Афин), но в увеличенном масштабе. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам — от античности до эпохи Возрождения», — рассказывают в Музее архитектуры имени Щусева.
«Роман Клейн получал специализированную литературу, чтобы в своих художественных решениях опираться на самые характерные памятники. Сама архитектура здания должна была стать визуальным учебником по истории искусств. Архитектор работал в духе своего времени — воплощал собирательный образ эпох, без буквального копирования тех или иных элементов», — говорит Анна Кистанова. А с 1898 года к проекту присоединился инженер Иван Рерберг.
Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Музей торжественно открылся в 1912 году и носил название «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете».
2. Гостиница «Метрополь» в Москве
- Архитекторы: Лев Кекушев, Уильям Валькот, Павел Висневский и др.
- Годы постройки: 1899–1905
- Где находится: Москва, Театральный проезд, 2
В 1898 году известный меценат Савва Мамонтов стал инициатором большого проекта — создания многофункционального комплекса нового типа, которой должен был стать для Москвы образцом модного в Европе стиля и синтеза искусств, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева. В гостинице, разместившейся в самом центре Москвы, должны были появиться не только номера и ресторан, но и большой выставочный зал, многочисленные помещения для маскарадов и танцевальных вечеров, контор и магазинов, зимний сад и оперный театр.
«Архитектурный конкурс, объявленный в 1899 году, выиграл Лев Кекушев. Он же стал главным архитектором проекта. Под влиянием Мамонтова в финальном варианте гостиницы были учтены предложения Уильяма Валькота, который занял четвертое место», — рассказывает Анна Кистанова. Здание гостиницы «Метрополь», в строительстве которой также принимали участие другие ведущие архитекторы и художники города, потрясающе сочетало материалы (камень, кирпич, стекло, железо, керамика), конструктивные элементы и технические новшества (лифты, телефоны, холодильники, подача горячей воды), поясняет она.
Для гостиничных номеров изготавливали мебель по эскизам художников несколько фабрик, в том числе зарубежных. Фасад гостиницы превратился в площадку для произведений искусства: скульптурного фриза Николая Андреева, керамических панно Михаила Врубеля и Александра Головина. Гостиница торжественно открылась в 1905 году. И сразу привлекла внимание общественности разнообразием услуг и удобствами.
3. Особняк Рябушинского в Москве
- Архитектор: Федор Шехтель
- Годы постройки: 1900–1902
- Где находится: Москва, Малая Никитская улица, 6
Самые известные особняки эпохи модерна строились по проектам ведущего зодчего рубежа веков — Федора Шехтеля. «Получив заказ от промышленника Степана Рябушинского, Шехтель создает уникальное сооружение, свободное от исторических стилизаций и наполненное образами природы. Начиная с рисунка ограды в форме спиралевидной волны, продолжая на фасаде в окнах, рамы которых превращаются в цветы и лианы, и мозаичном фризе с изображением орхидей на фоне неба», — поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
Погружение в мир флоры и фауны продолжается и в интерьерах особняка — ядром композиции является лестница, вокруг которой словно бусины на нить нанизаны комнаты первого и второго этажей, образуя круговую анфиладу. Лестница выполнена из мрамора, перила подобны движению морских волн, а светильник в ее основании оформлен в виде медузы. Тема волны продолжается и в рисунке наборного паркета и потолочных украшениях. «Сооружение является образцовым для эпохи модерна в мировом искусстве», — считает Анна Кистанова.
4. Ярославский вокзал в Москве
- Архитектор: Федор Шехтель
- Годы постройки: 1902–1904
- Где находится: Москва, Комсомольская площадь, 5
Активное строительство железных дорог, начавшееся в России в 1850-х годах, продолжилось и в эпоху модерна. Намечаются новые пути — из Москвы в Архангельск Северной железной дороги, в Казань Рязанской железной дороги, в Киев и Воронеж Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Большинство вокзальных зданий второй половины XIX века по мере расширения и консолидации железнодорожной сети перестраиваются. Так, старое здание Ярославского вокзала 1862 года (построенное по проекту архитектора Матвея Левестама) поручают перестроить и расширить архитектору Федору Шехтелю, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
«В архитектурно-художественном решении сооружения Шехтель опирался на мотивы традиционного искусства Русского Севера в сочетании со средневековыми элементами Москвы. Главный портал здания увенчан четырехскатной кровлей с ажурным кокошником, украшенным двуглавым орлом. Левая башенка завершает шатер с круглым флюгером, к который вписан образ Георгия Победоносца. Здание Ярославского вокзала признан одним из лучших образцов национально-романтического течения эпохи модерна, который принято называть неорусским стилем», — рассказывает Анна Кистанова.
5. Доходный дом Исакова в Москве
- Архитектор: Лев Кекушев
- Годы постройки: 1906
- Где находится: Москва, улица Пречистенка, 28
Среди специалистов доходный дом Исакова считается выдающимся образцом стиля модерн, а связанная с ним история началась задолго до его строительства, рассказывают в Музее архитектуры имени Щусева. В 1899 году молодой и богатый банкир Яков Рекк создал Московское торгово-строительное акционерное общество. Первыми сооружениями под ключ стали особняки в 1890-х годах. Позднее, к 1900-м годам, акционерное общество решилось на строительство многоквартирного жилого дома в несколько этажей.
Первым в новой типологии под названием «доходный дом» стало здание, известное по своему владельцу — доходный дом Исакова. «Сооружение было возведено по проекту главного архитектора Московского торгово-строительного акционерного общества Льва Кекушева. Важно отметить, что владельцем дома стал петербуржский предприниматель Иван Исаков, сменивший Якова Рекка на посту главы торгово-строительного общества», — рассказывает эксперт.
Построенное на одной из главных и древних улиц Москвы — Пречистенке — здание поражало своим богато и необычно украшенным парадным фасадом. «Лев Кекушев мастерски маскирует, по сути, стандартную и функциональную схему устройства многоквартирного дома, разделенного на стандартные ячейки, что позволило создать индивидуальный образ отдельным этажам, балконам, эркерам и окнам», — рассказывает Анна Кистанова.
Самая яркая часть сооружения — это рамы окон на боковых ризалитах, созданные по рисункам зодчего и напоминающие витиеватые линии в работах бельгийского мастера ар-нуво Виктора Орта. Завершают композицию фасада круглое слуховое окно и скульптурная группа с аллегориями Просвещения и Строительства.
Венчает доходный дом сильно вынесенный вперед металлический карниз, превращенный в подобие козырька, который играет существенную роль как в композиции здания, так и в силуэте всей улицы. Его изогнутая линия как будто обводит конфигурацию сооружения. «Карниз, поддерживаемый тонкими металлическими кронштейнами, декорирован стилизованными иониками (яйцеобразными декоративными элементами), среди которых помещены пять львиных масок. Изображение льва — своеобразная архитектурная подпись Льва Кекушева, в том или ином виде присутствующая во многих его постройках», — поясняют в музее.
6. Московский купеческий клуб
- Архитектор: Илларион Иванов-Шиц
- Годы постройки: 1907–1909
- Где находится: Москва, улица Малая Дмитровка, 6
Здание, которое москвичам известно как театр «Ленком», было построено для Купеческого клуба в 1909 году по проекту архитектора Иллариона Иванова-Шица, победившего в конкурсе. «Зодчий работал в Москве над строительством крупных учреждений и любил в своем творчестве вдохновляться образцами австрийского Сецессиона в сочетании с классическими элементами. К началу ХХ века зодчий выработал свой собственный узнаваемый стиль со стилизованными ордерными элементами и женскими головками, которые называются «Лорелея», — рассказывает Анна Кистанова.
Новое здание Купеческого собрания должно было иметь два отдельных входа с парадными вестибюлями и гардеробом, террасу со стороны сада, а в интерьерах — четыре карточные комнаты, поскольку основную прибыль правление Московского купеческого клуба намеревалось получать от карточной игры. А также бальный и театральный залы, бильярдную и читальню, зимний сад и ресторан, гостиные, буфет. «Это было одно из немногих общественных сооружений, где все, даже самые малые предметы интерьера, были выполнены в одном стиле. Иванов-Шиц, как и многие ведущие архитекторы, работал как универсальный мастер- художник, дизайнер, инженер», — поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
По словам экспертов, после первой русской революции (1905 года) модерн с его плавными линиями, мозаиками и сказочной роскошью начал выходить из моды. В искусство возвращаются классицистические мотивы. «Илларион Иванов-Шиц создает единый ансамбль, наполненный торжеством классики с налетом роскоши начала XX века. Он сочетает классические элементы — колоннаду ионического ордера в центральной части фасада, строгую симметричную композицию здания — с ажурными декоративными деталями и маскаронами модерна», — рассказывает сотрудник музея.
В интерьерах архитектор добавляет больше отделочных материалов и художественных элементов — фризы и декоративные панно с аллегорическими девами, рельефы, осветительные приборы разных форм и конфигураций, предметы мебели, выполненные по рисункам архитектора, трафаретные росписи на стенах. «Это сооружение стало великолепным образцом неоклассицизма эпохи модерна, а интерьеры многие искусствоведы приравнивают к стилю ар-деко, чья история начнется на десятилетие позже», — уточняет Анна Кистанова.
7. Церковь Троицы Живоначальной в селе Балаково
- Архитектор: Федор Шехтель
- Годы постройки: 1909–1912
- Где находится: Саратовская область, г. Балаково, Набережная улица, 1
Во второй половине XIX века Балаково было торговым селом между Самарой и Саратовом. Туда в середине XIX века переезжает семья купцов-старообрядцев Мальцевых. По инициативе Совета общины Московское архитектурное общество организовало в 1908 году конкурс на составление проекта храма в Балакове, основным условием которого было использование при проектировании образцов древнерусского зодчества до XVII века. В конкурсе приняло участие 34 архитектора, однако организаторы не удовлетворились его результатами. В итоге проект заказали церкви у Федора Шехтеля. Именно его вариант и был реализован в период с 1909 по 1912 год.
«Образное решение храма, выстроенного Шехтелем, опирается на использование мотивов псковско-новгородского зодчества в сочетании с мощным шатровым завершением. Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора», — рассказывает Анна Кистанова. «В целом разнофасадная композиция храма с асимметричным решением каждого из фасадов гармонично сочетается за счет живописного равновесия масс. По-новому понятая образность архитектуры раскрывается здесь не за счет введения цвета, фактуры строительных материалов и других средств модерна, а на основе художественной выразительности архитектурных форм и конструктивных особенностей здания, обусловленных спецификой строительного материала», — поясняет она.
Материалы и иллюстрации к статье подготовила

Анна Кистанова, директор Музея Константина и Виктора Мельниковых (филиала Музея архитектуры имени А. В. Щусева)
Другие материалы спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям»:
- XI–XVI века Новгородская архитектура: самые древние каменные постройки на Руси
-
XII–XIII века Владимиро-суздальское зодчество: история и главные памятники архитектуры
-
XIV–XV века Как 7 веков назад начиналась каменная Москва. Раннемосковское зодчество
-
XV–XVII века Шатры, узоры и почти барокко: памятники русской архитектуры XV–XVII веков
-
XVIII век Пышная архитектура: как выглядят дома-памятники в стиле барокко в России
-
XVIII–XIX века Образцовая архитектура: лучшие здания в классическом стиле в России
-
XIX век Шедевры эпохи без стиля: историзм и эклектика в архитектуре XIX века
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»