Продажи квартир от крупных девелоперов резко сократились в 2015 году
Продажи крупных публичных девелоперов ГК «Эталон» и «Группы ЛСР» в 2015 году сократились относительно 2014 года, следует из отчетностей компаний, опубликованных во вторник. Так, продажи по новым контрактам «Группы ЛСР» в прошлом году упали на 36% — до 54,9 млрд руб. Само количество новых контрактов сократилось на 39% — до 611 тыс. кв. м.
Падение продаж ГК «Эталон» по новым контрактам в 2015 году было не таким сильным: продажи сократились на 12% по сравнению с 2014 годом — до 35 млрд руб. Само количество новых контрактов сократилось на 16% — до 385,2 тыс. кв. м.
Существенное падение продаж ЛСР произошло в регионах. Сильнее всего — на 42% — упали продажи «Группы ЛСР» в Санкт-Петербурге — до 36,3 млрд руб. Продажи в Екатеринбурге сократились на 35% — до 6 млрд руб., в Москве же — только на 3% — до 12,6 млрд руб.
Средняя цена квадратного метра в ГК «Эталон» в рублях выросла за год на 7% — до 102,2 тыс. руб., говорится в пресс-релизе компании. Председатель совета директоров ГК «Эталон» Вячеслав Заренков считает, что продажи группы оказались более устойчивыми по сравнению с конкурентами из-за «надежной репутации и ведущего положения в сегменте комфорт-класса» (его слова приводятся в пресс-релизе). В 2016 году Заренков ожидает, что продажи по новым контрактам вырастут более чем на 20%, в частности из-за запуска новых площадей в 2015 году.
«Все понимали, что 2015 год будет непростым как для страны в целом, так и для рынка недвижимости, — прокомментировал результаты в пресс-релизе коммерческий директор «Группы ЛСР» Юрий Ильин. — Сравнивать показатели с пиковым 2014 годом сейчас некорректно, поскольку тогда рынок находился в состоянии ажиотажного спроса».
Результаты ГК «Эталон» и «Группы ЛСР» непоказательны, считает аналитик «ВТБ Капитал» Мария Колбина. «Это лидеры отрасли, думаю, у остальных компаний ситуация еще хуже, — рассуждает она. — В условиях низкого спроса это не самое серьезное падение».
Однако некоторые крупные непубличные застройщики в 2015 году показывали лучшую динамику. Так, представитель компании «Мортон», одного из крупнейших строителей жилья в России, Игорь Ладычук рассказывал РБК в декабре 2015 года, что за девять месяцев 2015-го компания продала 346 тыс. кв. м против 380 тыс. за аналогичный период 2014-го, то есть примерно на 9% меньше. При этом количество контрактов выросло почти на те же 10%, так как «спрос смещается в сторону все более маленьких квартир», объяснил Ладычук. Президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин в среднем по рынку оценивал падение спроса на новостройки на 10–15% — на столько у компании сократилось число сделок. Однако падение еще не критично — продажи соответствуют уровню 2013-го, говорил в декабре РБК председатель совета директоров группы «Эталон» Вячеслав Заренков.
Анна Дерябина (РБК)