Денис Ромодин: Краткая история реновации московских фабрик
За прошедшие десять лет в Москве появилось немало интересных проектов ревитализации бывших небольших промышленных предприятий с исторической архитектурой конца XIX — начала XX века. Опыт оказался весьма важным в столичной практике. Не всегда эти работы можно считать успешными, было много ошибок, таких как неправильное использование потенциала территорий, пространства между зданиями или уничтожение исторического наследия промышленной архитектуры. Но мы увидели, как нельзя или, наоборот, можно преобразовать бывшие промышленные предприятия в центральной части города. И не просто преобразовать, но и сохранить наследие промышленной архитектуры так называемого кирпичного стиля конца XIX — начала XX века, оставив дух и элементы истории места.
Первым таким опытом в середине 1990-х годов стала реконструкция бывших промышленных корпусов Товарищества Московской Голутвинской мануфактуры. Корпуса в кварталах, прилегающих к Якиманской набережной, построили по заказу купцов Истоминых по проектам архитектора Кашмана (1893 г.) и инженера-архитектора А. Калмыкова (1895 и 1899–1900 гг.). Краснокирпичные здания были реконструированы и переоборудованы под офисы. На месте некоторых других построек бывшей мануфактуры в начале 2000-х годов возвели новые корпуса второй очереди: деловой центр и многоэтажный паркинг. Это первый крупный и успешный московский опыт преобразования промышленного предприятия под новые цели. Для 1990-х годов — очень интересный опыт ревитализации бывшего промышленного объекта в центре города, ставший первой ласточкой в Москве. Но интерес к промышленному историческому наследию не появился. Многие бывшие фабрики и заводы хаотично и стихийно превращались в бизнес-центры, об их внешнем облике и комплексной реконструкции территории особо не заботились, надеясь на снос всех строений.
Ситуация кардинально поменялась в 2000-е годы. Именно тогда в Москве начали возникать новые проекты, которые стали затрагивать старейшие, уже не действующие промышленные объекты в центральной части Москвы, но сохранившие свое историческое архитектурное наследие. Корпуса бывшей ткацкой фабрики «Красная Роза» были изначально отданы дизайнерским студиям и бюро. Там разместился центр дизайна Artplay. Позже на этой территории началась коренная реконструкция по проекту архитектурного бюро С. Киселева, а центр дизайна переехал на территорию бывшего приборостроительного завода «Манометр» в Сыромятниках. На новой площадке оставались несколько дореволюционных корпусов и три крупных корпуса постройки 1970–1980-х годов, не представлявших никакой архитектурной ценности. Это была первая попытка применить зарубежный опыт, когда бывшие цеха предприятий отдаются дизайнерским бюро — получив дешевые, но интересные площадки в центре города, дизайнеры преобразовывали зачастую заброшенную или депрессивную промышленную территорию.
Самым известным, но временным проектом конца 2000-х годов стала бывшая кондитерская фабрика «Красный Октябрь», разместившая в своих корпусах Международный некоммерческий образовательный проект «Стрелка», многочисленные дизайнерские бюро, редакции СМИ, клубы и рестораны. Все эти учреждения находились в освободившихся помещениях в качестве временных, последние два кризиса вынудили собственников сохранить такой формат, хотя и был подготовлен проект реконструкции территории под жилой комплекс. Но пока судьба этого комплекса и проекта неизвестна.
Еще одним проектом стал выставочный и торгово-офисный комплекс «Флакон», организованный в Москве на территории бывшего хрустального завода имени Калинина. Здесь до 1917 года размещалось предприятие «Торгового дома А. Дютфуа и наследники», но само предприятие серьезно пострадало и до 1924 года не функционировало. Фактически в конце 1920-х годов все корпуса были отстроены почти заново, но перестали представлять какую-либо архитектурную ценность. В 2000-х годах производство на заводе было остановлено, до 2007 года корпуса оставались заброшенными. Первоначально их предполагалось снести, но владелец территории решил в кризис использовать потенциал площадки и преобразовать бывший завод в центр, где разместились офисы, магазины, мастерские и выставочные площадки для творческих проектов в сфере дизайна, моды и архитектуры. При этом были сохранены все корпуса бывшего завода — они получили новое звучание, а центр стал приносить доход и превратился в модное городское пространство.
Еще до появления «Флакона», в 2007 году в Сыромятниках открылся центр современного искусства «Винзавод», занявший цеха обанкротившегося Мосвинкомбината. В дореволюционных корпусах «Русского товарищества пиво- и медоварения» разместились выставочные залы, при этом были сохранены все элементы старой внутренней и внешней отделки цехов и складов. Это уникальный проект, когда бывшее предприятие целиком занял центр современного искусства. Пришлось приложить немало усилий, чтобы приспособить помещения под новые цели и при этом сохранить колорит места и напоминание о том, что здесь когда-то были пивоваренный завод и винный комбинат.
Эти дизайнерские проекты показали нам, как можно весьма интересно преобразовать бывшие промышленные предприятия без крупной реконструкции. Но для того чтобы создать современный деловой квартал и при этом частично сохранить архитектурное наследие, требуется комплексная реконструкция, что и было сделано на примере нескольких бывших промышленных предприятий.
Первым проектом 2000-х годов стал БЦ «Лефорт» на Электрозаводской улице, который разместился в бывших корпусах шелкового комбината имени П. Щербакова. Здесь были сохранены все постройки, фасады старых краснокирпичных дореволюционных корпусов очищены от краски. Появились новые элементы современной архитектуры в виде входных групп и навесных элементов. Корпуса 1960–1970-х годов приобрели новые фасады. В бывшем баке водонапорной башни 1910-х годов разместили переговорную комнату. В целом это первый крупный проект ревитализации промышленного предприятия, единственным минусом стало отсутствие пешеходных зон внутри территории. Но проект успешно показал, как можно сохранить и использовать все промышленные постройки под новые цели.
Проблема внутренних публичных пространств была прекрасно организована в БЦ «Фабрика Станиславского», которая разместилась на территории бывшего завода «Электропровод». До нашего времени не сохранились корпуса меднопрокатного и кабельного завода товариществ «В. Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин». В 1890-х годах директор завода Константин Алексеев, прославившийся позже как театральный режиссер Константин Станиславский, организовал в одном из помещений рабочий театр, который позже был закрыт. А в 1912 году по проекту инженера Т. Алексеенко-Сербина построили новый корпус, расположенный вдоль современной улицы Станиславского. Именно это здание и внутренние корпуса 1890-х годов были сохранены: краснокирпичные фасады, очищенные от советской окраски, вновь обрели свою яркую фактуру, внутренние дворики преобразованы в уютные озелененные пространства. Один их корпусов 1890-х годов был отдан Студии театрального искусства, там появилась современная театральная площадка — своеобразное напоминание о бывшем рабочем театре. Проект, выполненный лондонским бюро John McCaslan & Partners, удостоен премии Королевского института британских архитекторов как лучший международный проект 2011 года.
Это же бюро выполнило проект преобразования бывшей кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте в одноименный деловой центр. Перед заказчиками стояла задача полностью сохранить фронтальные здания корпусов, построенных в 1880-х годах по проекту архитектора О. Дидио для фабрики «А. Сиу и Ко». Очищенным от слоев краски фасадам вернули кирпичный красно-желтый рисунок, была восстановлена первоначальная расстекловка оконных рам. Внутренние корпуса приобрели современный облик, появились остекленные галереи между зданиями и новый озелененный дворик.
Следующим проектом, над котором работали иностранные архитекторы, оказался бывший завод «Электролуч» на Большой Пироговской. Заводу в советское время достались корпуса казенного винного склада № 3, построенные еще в 1899 году по проекту архитектора А. Роопа. Фасады всех исторических построек были сохранены, как и внутренние пространства с чугунными колоннами и железобетонными сводами. Вся территория была преобразована в 2008–2014 годах по проекту лондонского архитектурного бюро Buschow Henley.
Интересной отечественной архитектурной работой мастерской архитектора В. Лукомского и бюро «Сити-Арх» стал проект преобразования бывшей ткацкой фабрики имени Фрунзе на Варшавском шоссе в БЦ «Даниловская мануфактура». Примечательно, что краснокирпичные корпуса 1870–1910-х годов были очищены от краски, а на территории сохранены фрагменты промышленного оборудования, которые стали малыми архитектурными формами. Сохранены и ажурные внешние пожарные лестницы, а каркасно-панельный корпус 1970-х годов приобрел краснокирпичный фасад.
В наше время идет преобразование бывшего завода «АРМА», сохранившего газгольдеры и цеха газовых предприятий Букье и Гольдсмита и «Французского общества газового освещения» под новый деловой и дизайнерский центр в Нижнем Сусальном переулке.
Также подготовлен проект преобразования территории завода «Кристалл» на Самокатной улице. Ожидает своей судьбы Трехгорная мануфактура на Пресне и Трехгорный (Бадаевский) пивоваренный завод на задворках Кутузовского проспекта. Эти промышленные предприятия сохранили весьма ценное архитектурное наследство и расположены в престижных районах города. Но все это довольно компактные объекты с плотным расположением исторических объектов, построенных, как правило, в так называемом кирпичном стиле. В городе также есть и большие промышленные площадки с наследием 1910–1970-х годов.
В 2010-х годах правительство Москвы приняло решение о преобразовании трех крупных площадок — бывшего завода «Серп и Молот», ЗИЛа и АЗЛК. Если территория АЗЛК не представляет уже никакого архитектурного и исторического интереса, а территория «Серпа и Молота» сохранила лишь отдельные исторические постройки, то завод имени Лихачева оставил нам архитектурное наследие XX века — железобетонные промышленные корпуса в неоклассическом стиле, — которое требует иного подхода к реставрации или реконструкции с сохранением отдельных элементов фасада. Сейчас идет комплексная реконструкция всей территории с новым строительством, но до нашего времени с потерями сохранились корпуса, выходящие на Автозаводскую улицу. Один из таких корпусов — бывший модельный цех, построенный в 1936 году по проекту архитектора Е. Попова и инженера М. Волчегорского. Это функционалистское железобетонное сооружение имеет фасады позднего авангарда и весьма интересно с архитектурной точки зрения. Для новых собственников и одного из архитектурных бюро, которое сейчас занимается проектом, это первый объект неоклассического наследия с приспособлением под новые функции — автоцентр. По сути, это пока первый пример работы с советской промышленной архитектурой, которая постепенно начинает вызывать интерес в качестве архитектурного наследия, а не просто недвижимости. Возможно, что и цилиндрическое здание бывшего хлебокомбината имени Зотова на Ходынской улице, а также другие интересные объекты советской промышленной архитектуры тоже будут преобразованы и сохранят свой архитектурный облик.
Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»