На рынке жилья России надувается стальной пузырь
Российский рынок недвижимости в последнее время часто сравнивают с мыльным пузырем. Для понимания ситуации надо заглянуть в прошлое. В слайде (см. рис. 1) представлена динамика изменения средней цены за квадратный метр в России за последние 20 лет.
Мы явно видим четко выраженные четыре цикла развития рынка. Сейчас мы подходим к завершению четвертого. Пятый цикл начнется в конце 2015-го — начале 2016 года. Как правило, в годы, завершающие цикл (1999, 2004, 2009, 2015), происходит резкое снижение цены квадратного метра и, что также важно, критически растет производительность труда в отрасли. Исключение составляли 1999 и 2004 годы, когда падения цен не наблюдалось, но это было обусловлено в первую очередь высокой инфляцией, при которой даже номинальный рост цен на недвижимость в 3–5% означал их реальное снижение.
Можно ли на сегодня увидеть предпосылки этого неизбежного падения цены?
Первый и главный индикатор — резкое увеличение количества предложения на рынке.
По нашим данным, средний рост объема предложения в России в апреле 2015 года к декабрю 2014 года составляет 35–40%. Это абсолютный рекорд за последние десять лет. Даже в кризис 2008–2009 годов такого не было.
Второй индикатор — повышение среднего периода продажи квартиры. Он вырос с семи месяцев до девяти, и это также абсолютный рекорд.
Третий момент — поведение застройщиков, начинающих запускать активные акции, которых, как правило, можно разделить на три основных типа. Уверен, многие уже наблюдают это в своем городе:
- Различного рода скидки (в среднем 5–7%).
- Покупать теперь выгоднее — различные улучшенные формы оплаты, например беспроцентная рассрочка до трех лет. А ведь рассрочка с учетом нынешнего курса обходится застройщику в 5–6% в год от стоимости квартиры, и, например, рассрочка на два года равносильна скидке в 12% на квартиру.
- Нереальная ипотека (как правило, застройщик компенсирует банку 1–2% ставки, причем компенсация 1% на десять лет составит 4,5% от стоимости квартиры).
Есть и другие важные составляющие сегодняшних настроений. Например, профессиональные игроки рынка чувствуют, как снижается стоимость земли для строительства жилых комплексов, а инвесторы начинают выходить из инвестиционных проектов, продавая купленную ранее недвижимость. Причем в фазе падения им даже не так важен выход с нормальной доходностью, главное — выйти.
Давайте смотреть дальше: а есть ли, помимо застройщиков, силы, которые будут стремиться не допустить падения цен. Есть и такие — это банки. Из-за объективных рыночных законов банкам выгодно, чтобы те предметы, на которые существует массовый спрос на кредиты, не падали в цене. Это, во-первых, плохо влияет на средний чек выдаваемого кредита; во-вторых, уменьшает стоимость залоговой базы; и, наконец, в-третьих, стимулирует ожидания еще большего снижения цены, что плохо влияет на объемы сделок, в том числе и ипотечных. Поэтому банки всегда будут тем амортизатором, с помощью которого рынок не станет делать резких движений в ту или иную сторону.
Следующий, более интересный вопрос: насколько фундаментальна нынешняя цена на недвижимость? Конечно, недвижимость — это не нефть, которая за два квартала может подешеветь в три раза. Но недвижимость и не тот продукт, который всегда только дорожает, при накоплении определенного дисбаланса прорыв наступает.
На мой взгляд, неизбежен он и в этот раз. И если банки и застройщики будут делать все возможное, чтобы его не допустить, то гораздо более массовый игрок на рынке, то есть частный продавец квартиры (74% недвижимости в России продают частные лица и только 26% застройщики), поведет себя абсолютно по-рыночному.
Дело в том, что большинство частных продавцов не имеют точки безубыточности, равной себестоимости при решении о цене продажи. То же самое можно сказать и при покупке. Грубо говоря, для них не станет трагедией продать квартиру за 3 млн руб., даже если они ее купили за 3,5 млн руб. А рыночная ситуация такова, что резкое увеличение предложения, как есть на сегодня, приведет к снижению цены на 12–24% в ближайшие полгода. Это полностью впишется в концепцию циклов на рынке недвижимости, адекватно подстроит рынок под существующую экономическую ситуацию и, как ни странно, в долгосрочной перспективе поможет абсолютно всем участникам рынка — через увеличение объемов продаж.
Конечно, маржинальность многих бизнесов уменьшится. Но давайте объективно говорить, что тот пузырь (я его называю не мыльным, а стальным), который сейчас де-факто есть на рынке недвижимости, не мог существовать вечно. Более того, все больший процент россиян получит возможность покупать жилье, а это и есть одна из главных задач государства. Параллельно должны запуститься процессы повышения эффективности у всей цепочки, которая тянется от девелоперских компаний: строителей, производителей материалов, оборудования, различного рода поставщиков услуг. Это дорогого стоит, современная бизнес-организация — ячейка общества XXI века, и через подобные механизмы можно ожидать дальнейшего роста эффективности в стране в целом.
Поэтому, на мой взгляд, всем участникам рынка необходимо подготовиться к новым условиям, настраивать механизмы работы с учетом изменений и внести посильный вклад в развитие производительных сил страны, понижая стоимость жилья, а значит, повышая жизненный уровень россиян.
Для примерного понимания — дорогое жилье в России или нет? — достаточно взглянуть на соотношение среднего ипотечного платежа и средней зарплаты (см. рис. 2).
Мы видим, что даже наши города-миллионники находятся выше уровня мировых столиц по условной дороговизне жилья. И, думаю, все участники рынка несут за это ответственность. Правде в глаза надо смотреть долго, до тех пор, пока не увидишь свое отражение. Таким образом, снижение цен неизбежно, более того, это единственно возможный сценарий, при котором в долгосрочной перспективе выгодно будет всем.
Ильдар Хусаинов специально для «РБК-Недвижимости»