Россия стала крупнейшим рынком торговой недвижимости Европы
Россия потеснила Францию с позиции крупнейшего рынка торговой недвижимости в Европе, которую она удерживала последние 43 года. Об этом говорится в последнем отчете международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.
По данным компании, больше половины нового предложения на рынке торговой недвижимости во втором полугодии 2014 года было представлено российскими объектами. Таким образом, к концу прошлого года общий объем предложения в России превысил 17,7 млн кв. м, в то время как во Франции аналогичный показатель составил 17,66 млн кв. м. Великобритания является третьим крупнейшим рынком с общим объемом предложения, равным 17,1 млн кв. м.
В соответствии с отчетом Cushman & Wakefield, на 1 января 2015 года общий объем предложения на рынке торговой недвижимости Европы составляет 152,3 млн кв. м, что на 3,3% больше показателя прошлого года. Хотя Западная Европа занимает 69% общего объема уже существующих площадей, новое строительство сосредоточено в Центральной и Восточной Европе. Так, во втором полугодии 2014 года на рынок Восточной Европы вышли проекты с общей площадью 2,2 млн кв. м., в то время как Западная Европа демонстрирует показатель более чем в два раза меньше — 981 тыс. кв. м.
Как ранее писал портал «РБК-Недвижимость», строительство торговых центров в России находится на пике активности. По итогам 2014 года в России было введено около 2,5 млн кв. м. Самым крупным мегамоллом Европы стал торгово-развлекательный комплекс «Авиапарк». Его общая площадь составляет 390 тыс. кв. м, что соответствует размеру 36 футбольных полей, а арендуемая площадь — 230 тыс. кв. м. Таким образом, «Авиапарк» стал пятым московским ТРЦ в десятке самых крупных торговых центров Старого Света.
Активность европейских девелоперов аналитики Cushman & Wakefield связывают с необходимостью удовлетворить спрос потребителей на крупные торговые центры с большим разнообразием брендов, развлекательных услуг, а также ресторанами и кафе.
«Расширения и реконструкции объектов на крупнейших рынках Западной Европы демонстрируют стремление девелоперов поддержать спрос на малые или устаревшие проекты, в то время как на рынке Восточной Европы строятся преимущественно новые «суперрегиональные» объекты с широкой зоной охвата. Подобные тенденции будут также наблюдаться в 2015 и 2016 годах», — говорится в исследовании.
По прогнозам Cushman & Wakefield, набольшее количество проектов запланировано к реализации в России и Турции при довольно низкой обеспеченности торговыми площадями на душу населения. Однако развитие проектов в России зависит от условий кредитования и международной геополитической ситуации.
Подготовил Сергей Велесевич