Торговые центры России: тяга к гигантомании
Строительство торговых центров в России находится на пике активности. По итогам 2014г. в России запланирован ввод около 2,45 млн кв. м. Однако реальный объем ввода торговых площадей может оказаться меньше, часть объектов будет открыта позже, некоторые могут быть заморожены.
По данным исследования CBRE, среди десяти крупнейших торгово-развлекательных центров Старого Света четыре расположены в Москве. Рейтинг возглавляет ТРЦ Мега Белая Дача, построенный в 2006г. Также в список попали ТРЦ Мега Химки, ТРЦ Золотой Вавилон Ростокино и ТРЦ Мега Теплый Стан.
Топ-10 крупнейших существующих торговых центров Европы
# |
Название |
Страна |
Город |
Арендная площадь, кв.м |
Год постройки |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Мега Белая Дача |
Россия |
Москва |
222 000 |
2006 |
2 |
Puerto Venecia |
Испания |
Сарагоса |
207 000 |
2007 |
3 |
Shopping City Sud |
Австрия |
Вена |
190 000 |
1976 |
4 |
Westfield Stratford City |
Англия |
Лондон |
176 000 |
2011 |
5 |
Мега Химки |
Россия |
Москва |
175 000 |
2004 |
6 |
MetroCentre |
Англия |
Гейтсхед (Ньюкасл) |
174 000 |
1986 |
7 |
Marineda City |
Испания |
Ла Корунья |
170 000 |
2011 |
8 |
Золотой Вавилон Ростокино |
Россия |
Москва |
169 000 |
2009 |
9 |
Мега Теплый Стан |
Россия |
Москва |
155 000 |
2002 |
10 |
The Trafford Centre |
Англия |
Манчестер |
153 000 |
1998 |
Стоит отметить, что тенденции в плане гигантомании у российских девелоперов торговой недвижимости продолжается. Самым крупным торгово-развлекательным центром станет "Авиапарк", который будет находиться рядом с новой станцией метро "Ходынское поле" в Москве. Открытие ТРЦ запланировано на IV квартал 2014г. Арендопригодная площадь составит 231 тыс. кв. м.
Крупнейшие торговые центры Москвы
# |
Название |
Общая площадь, кв. м |
Арендная площадь, кв. м |
Год ввода |
Девелопер |
Основные арендаторы |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Мега Белая Дача |
298000 |
222000 |
2006 |
IKEA |
Ашан, Икеа, Декатлон, М.Видео, ZARA, H&M, C&A |
2 |
Мега Химки |
210600 |
175000 |
2004 |
IKEA |
Ашан, Икеа, OBI, Стокманн, ZARA |
3 |
Золотой Вавилон Ростокино |
241000 |
170000 |
2009 |
Patero Development, Immocast |
О'Кей, Стокманн, Спортмастер, Castorama, Media Markt, ZARA, H&M, |
4 |
Мега Теплый Стан |
189076 |
155000 |
2002 |
IKEA |
Ашан, Икеа, Спортмастер, OBI, Стокманн, ZARA |
5 |
Вегас |
398000 |
134000 |
2010 |
Crocus Group |
Ашан, Твой Дом, Спортмастер, Media Markt, ZARA |
6 |
Афимолл Сити |
320000 |
114000 |
2011 |
AFI Development |
Зеленый Перекресток, ZARA, H&M, Forever 21, ЦУМ Дисконт |
7 |
Вегас Крокус Сити |
283456 |
111000 |
2014 |
Crocus Group |
Media Markt, ZARA, H&M, C&A, GAP |
8 |
Город Лефортово |
240000 |
111000 |
2009 |
TEN |
Ашан, Уютерра, KIABI, Декатлон, М.Видео, C&A |
9 |
РИО Дмитровка |
220000 |
105000 |
2008 |
Tashir |
О'Кей, Наш Дом, Спортмастер, Эльдорадо, H&M, M&S |
10 |
Метрополис |
209000 |
80000 |
2009 |
Capital Partners |
Стокманн, ZARA, M&S, GAP |
По прогнозам экспертов, Москва перенасытится торговыми центрами к 2016г. В 2015г. рынок торговой недвижимости перейдет на следующий цикл развития, тяга к гигантомании опять спадет. На рынок будут выходить преимущественно торговые центры, обслуживающие небольшой район города или тесно сотрудничающие с объектами транспортной инфраструктуры. Постепенное насыщение рынка приведет к тому, что действующие торговые центры будут чаще подвергаться реконцепции и редевелопменту.
Специалисты рынка торговой недвижимости отмечают, что индикатором насыщенности рынка можно считать объем торговых площадей на 1000 жителей. Для городов-миллионников этот показатель колеблется в среднем от 300 до 450 кв. м на 1000 человек.
По мнению экспертов, строительство крупномасштабных торгово-развлекательны центров - это возможность привлечь большое количество арендаторов разных профилей и ценовых сегментов. За счет этого собственники пытаются охватить как можно большую целевую аудиторию и привлечь максимальное число посетителей.
"При условии, что конкуренция на рынке еще недостаточно высока и потребительского спроса достаточно для нового проекта, торговый центр суперрегионального формата может захватить значимую долю рынка. Зачастую городу достаточно всего одного-двух гигантов, чтобы полностью удовлетворить потребность жителей в торговой недвижимости. Такая ситуация сложилась, например, в Рязани, Брянске, Сочи. В то же время во многих региональных городах еще есть большой потенциал для крупноформатных торговых центров", - прогнозирует аналитик отдела исследований рынка CBRE Максим Палт.
По оценке экспертов, одну из определяющих ролей играет ресурс земли - если имеющееся "пятно" позволяет застройщику сконструировать на нем 100-тысячник, было бы нелогично строить "районник" на 10-15 тыс. кв. м арендной площади.
Вторая причина гигантомании девелоперов заключается в высочайшей конкуренции на рынке столицы, и здесь, чтобы не только выжить, но и стать успешным, эффективным, востребованным объектом, торговому центру важно иметь так называемую критическую массу, которая могла бы превзойти конкурента.
"Отсюда логически вытекает третья причина: чем больше и в данном случае качественнее будет торговый центр, тем выше вероятность, что он станет обладать нетривиальной профессиональной концепцией, что, в свою очередь, послужит стимулом для развития и размещения в нем международных брендов. По нашему опыту, крупные зарубежные операторы даже не смотрят в сторону тех объектов, чья арендуемая площадь не превышает 30 тыс. кв. м. Вывод напрашивается сам собой", - рассказала руководитель департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская.
Московский рынок ретейла, несмотря на достаточно высокий уровень насыщенности торговыми площадями, еще имеет емкость и возможность дальнейшего расширения, и многие современные российские и зарубежные девелоперы стараются заполнять пространства крупными объектами.
Однако потенциал для новых крупномасштабных торговых центров есть далеко не во всех городах, поскольку рынок торговой недвижимости в России развивается крайне активно. Например, в Москве ниша торговых центров суперрегионального формата в ближайшие несколько лет будет практически полностью занята, прогнозирует аналитик отдела исследований рынка CBRE Максим Палт.
С мнением эксперта согласна Татьяна Ключинская. "Мы не берем в расчет главные города-миллионники, но в других локациях емкость рынка достаточно ограничена, и, как правило, более двух-трех (в зависимости от города, разумеется) торговых центров "потянуть" проблематично. Они начинают перетягивать потоки, и в конечном итоге кто-то может не выдержать конкуренции", - отмечает специалист.
Чем более насыщенным становится рынок торговых центров, тем меньше остается возможностей для успешной реализации крупномасштабных проектов. "Основные ограничения для новых гигантов - это дефицит подходящих локаций для нового проекта и наличие альтернатив для потребителей среди существующих объектов (уровень конкуренции). Поэтому в городах, где рынок торговой недвижимости уже достиг или близок к насыщению, будет расти роль реконцепций и районных торговых центров. А строительство крупномасштабных ТРЦ продолжится в тех городах, где еще есть потенциал для подобных проектов", - прогнозирует Максим Палт.
Крупнейшие торговые центры в регионах России
Город |
Название |
Общая |
Арендная |
Год ввода |
Девелопер |
Основные арендаторы |
---|---|---|---|---|---|---|
Краснодар |
СБС Мегамолл |
180 400 |
178 700 |
2009 |
SBS Group |
Ашан, М.Видео, Leroy Merlin, Киноплекс |
Краснодар |
OZ Mолл |
227 000 |
164 000 |
2012 |
AIM Property Development |
О’Кей, Декатлон, Минополис, H&M, Zara, Marks&Spencer |
Самара |
Мегакомплекс Московский |
220 000 |
148 000 |
2003 |
Виктор и Ко |
М.Видео, Спортмастер, Castorama, Lady&Gentlemen |
Воронеж |
Град |
209 505 |
141 320 |
2010 |
ВДК |
Ашан, Hoff, Декатлон, Media Markt, ZARA, H&M |
Санкт-Петербург |
МЕГА Дыбенко
|
180 000 |
135 000 |
2006 |
IKEA |
Ашан, Икеа, Media Markt, OBI, Детский мир |
Омск |
МЕГА |
161 400 |
122 689 |
2009 |
IKEA |
Leroy Merlin, Ашан, IKEA, Media Markt, Техносила, Спортмастер |
Иваново |
Евролэнд |
150 000 |
110 000 |
2010 |
Ивпроинвест |
Ашан, Media Markt, Эльдорадо, Техносила, Декатлон, Mango
|
Уфа |
МЕГА |
130 000 |
110 000 |
2011 |
IKEA |
IKEA, Ашан, Детский Мир, М. Видео, Спортмастер, Эльдорадо, Leroy Merlin |
По мнению Татьяны Ключинской, в среднесрочной перспективе на национальном рынке ретейла должно произойти серьезное перераспределение спроса и предложения. "К тому же сейчас набирает обороты стрит-ретейл, и большим торговым объектам очень скоро придется выходить на качественно новый уровень, я бы даже сказала - драматически совершенствоваться, чтобы сохранить за собой соответствующую нишу и потребительскую аудиторию. Также я не исключаю варианта, что спустя какое-то время рынок "устанет" от торговых гигантов, и фокус сместится в районный формат", - прогнозирует эксперт.
Сергей Велесевич
Таблицы: CBRE, JLL